Центральноазиатский регион ежегодно становится важнее миру. Об этом свидетельствуют регулярные встречи, в числе которых саммит С5+1, последний раз прошедший в Нью-Йорке с участием президента США Джозефом Байденом. Мы решили поговорить с политологами из стран ЦА, чтобы узнать о геополитическом значении региона на мировой арене.
Узбекистан:
Сегодня, в условиях усиления и завершения процессов глобализации, а значит и усиления, ужесточения конкуренции на мировом рынке, важное значение, имеют объёмы, структура экономики каждой страны. В данном случае, ни одна из стран ЦА, не в состоянии выжить в одиночку, считает Усманов Закир Каримович, доцент ТМСI (институт Текнолоджи Менеджмент Коммюникейшн в Ташкенте), эксперт «Билим карвони».
Такое положение, требует от стран региона усиления взаимной консолидации в сфере экономики, политики, транспорта, безопасности и других сфер. Исходя из этого, такие форматы политических отношений, как США+С5, ЕС+С5, Китай+С5, Япония+С5, Корея+С5 имеют важное значение, для консолидации стран региона, позволяют рассматривать страны региона как единое целое, а значит усилить синергетический эффект, в виде ускорения социально-экономического развития стран региона.
Кыргызстан:
На фоне войны в Украине центральноазиатские страны заняли нейтральную позицию. В этом есть больше экономический интерес. Центральная Азия в основном торгует с Россией и Китаем, говорит Усенов Уран Тарасович, политолог, эксперт, экс-сотрудник ОБСЕ в Украине.
На остальные государства приходится ничтожная доля в торговле. Тем не менее существующие форматы Китай+С5, США+С5, Япония, Корея имеют политическое измерение, что особо неинтересно для стран Центральной Азии.
Существующие форматы пытаются заменить традиционных торговых партнёров, что в целом сложно. Ни США, ни Европа не способны что-либо предложить странам Центральной Азии, кроме как политической повестки. Страны Центральной Азии нуждаются в реформах, инвестициях, развитии в целом. Западные партнёры пока не видят интереса в данной сфере.
При этом другой эксперт, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов считает, что любая подобная структура должна отвечать интересам всех участников процесса, а не только Китая, США или Южной Кореи. Начиная с 2014 года, Центральную Азию пытаются втянуть в конфликты разного уровня, ну а после начала боевых действий России в Украине это втягивание идет чуть ли не в открытую.
Поэтому сейчас основной задачей лидеров Центральноазиатских государств видится соблюдение собственных и, что немаловажно, истинных национальных интересов. Чтобы в итоге не стать жертвами игры с нулевой суммой: когда одна сторона выигрывает, а другая — проигрывает.
Японцы с 2004 года сотрудничают с регионом в проекте «Центральная Азия плюс Япония». В этом проекте Туркменистан все еще состоит в статусе наблюдателя. В структуре аппарата японского МИДа есть даже специальная должность: представитель по странам Центральной Азии.
Из самого значимого здесь можно вспомнить, что в конце 2016 года тогдашний премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил создать фонд развития для Центральной Азии с капиталом в $30 млрд. Основные принципы диалога «Центральная Азия плюс Япония» - «уважение многообразия», «конкуренция и координация» и «открытое сотрудничество».
Туркменистан:
Форматы «Центральная Азия+» теперь получили новое значение: они демонстрируют миру субъектность и целостность региона. «Большую игру» крупным державам лучше оставить в прошлом, cчитает эксперт из Туркменистана, пожелавший остаться анонимным.
Современные вызовы диктуют новые правила, поскольку изменение климата, нехватка воды, продовольственная безопасность и торговля стали трансграничными и взаимосвязанными.
Нам самим нужно больше торговать между собой. Кто торгует, тот не воюет. Да и потом, в старину в наших краях враги не нападали на аулы, где люди пользовались общим казаном. Это говорило о том, что они дружны и непоколебимы, раз сумели договориться между собой.
Казахстан:
С учетом последних геополитических событий вокруг России и Украины, экономическим ростом Китайской народной республики и обеспечением региональной безопасности в связи с фактором Афганистана, регион Центральной Азии занимает определяющую роль во внешнеэкономической, внешнеполитической стратегии США. Казахстан и США связывают прочные экономические взаимоотношения. Об этом говорит эксперт по международным отношениям Алкей Маргуланулы.
Мы видим, что главной повесткой дня встречи стал вопрос укрепления суверенитета и устойчивости региона через партнерство C5+1 в таких областях, как экономика, энергетика и безопасность. К тому же, через данный формат США хочет решать не только двусторонние или актуальные вопросы взаимодействия, но и региональные проблемы, к которым относится, в первую очередь обеспечение безопасности в области торговли и инвестиции, суверенитета и территориальной целостности, на фоне определенных угроз со стороны Российской Федерации.
Сейчас США, с учетом войны между Россией и Украиной, особое внимание уделяет транспортно-логистическому потенциалу Центральной Азии. В данный момент, Америка очень сильно поддерживает инвестиции и развитие транскаспийского торгового пути, который объединяет Китайскую народную республику с Европейским союзом и обеспечивает товарооборот между главными мировыми державами. Мы знаем, что есть программа партнерства по глобальной инфраструктуре и инвестициям, которая поддерживается правительством США и помогает облегчит региональную экономическую интеграция и устойчивость. с ЦА. То есть, США очень сильно в этом заинтересованы.
Впервые формат C5+1 был, как раз, использован Америкой для совместных решений общих проблем США и пяти государств Центральной Азии. Такие встречи дополняют двусторонние отношения в регионе, особенно в тех сферах, в которых региональный подход может дать выгодные преимущества.
Комментарии (0)