Согласно отчету «Финансирование цепочки поставок (ФЦП) в Центральной Азии» Азиатского банка развития (АБР), среднесрочный потенциал Туркменистана в области факторинга на 3-5 лет составляет около $1,9 млрд.
Факторинг – это комплекс услуг для компаний, которые продают товары и услуги на условиях отсрочки платежа.
Данная оценка приводится со ссылкой на данные Всемирного банка о том, что внутренний валовой продукт (ВВП) Туркменистана в 2022 году составил $78 млрд.
АБР отмечает, что несмотря на то, что факторинг признан в правовой базе, развитие факторинговых операций в Туркменистане ограничено.
В банковском секторе Туркменистана доминируют государственные банки. Рысгал Банк внедрил обучение факторингу в рамках Программы ЕБРР. Туркмено–турецкий акционерный коммерческий банк в своем финансовом отчете, ссылается на свои «факторинговые операции».
Небанковские финансовые учреждения не регулируются; следовательно, любая деятельность ФЦП, осуществляемая ими, подпадала бы под надзор Министерства финансов и не признавалась бы факторингом, определенным в соответствии с нормативно-правовой базой для банков.
АБР подчеркивает, что ограниченное внедрение и использование факторинга банками и небанковскими финансовыми институтами подчеркивает необходимость повышения осведомленности и просвещения по продуктам ФЦП.
«Также важно, что небанковским финансовым учреждениям предлагается аналогичное юридическое признание факторинга, доступное банкам».
Туркменистан учредил Государственную комиссию по поддержке малого и среднего предпринимательства в 2021 году для поддержки развития малого и среднего бизнеса.
«Было бы шагом вперед, если бы Центральный банк Туркменистана мог сотрудничать с комиссией в разработке продуктов и повышать осведомленность о преимуществах ФЦП».
Эзиз Бояров
Комментарии (0)