В Казахстане может сорваться посевная кампания из-за низкой стоимости ГСМ (горюче-смазочные материалы). И это идет во вред развитию местного агропромышленного комплекса, передает корреспондент Daryo из Казахстана со ссылкой на Информбюро.
Прошлым летом в Казахстане были большие перебои с поставками ГСМ в регионы. В августе 2022 года глава «КазМунайГаза» Магзум Мирзагалиев и вице-министр энергетики Асет Магауов получили строгие выговоры от правительства. Многие ответственные работники Минэнерго и КМГ были уволены.
Дизель и бензин в Кыргызстан из Казахстана и в прошлом году везли тоннами. ГСМ у соседей был вдвое дороже. Разница в цене быстро превратилась в источник дополнительного дохода для жителей поселков по обе стороны границы между двумя странами. Экспертная комиссия пришла к выводу, что дефицит топлива вызван не только его перепродажей, но и тем, что казахстанскими ГСМ слишком много заправляют в транзитные машины.
С наступлением посевной-2023 прошлогодные проблемы снова дали знать о себе. В разных регионах страны аграрии сетуют на нехватку горючего. Доступное по цене топливо есть, но его явно недостаточно.
«Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом до 850 тысяч тонн дизельного топлива», — предположил уже бывший министр энергетики Болат Акчулаков.
Вместе с тем уже через неделю Минэнерго немного поднимет предельные розничные цены на ГСМ. Стоимость бензина марки АИ-92 и АИ-93 вырастет со 187 ($0.41) до 205 тенге за литр ($0.46). Цена на дизельное топливо поднимется с 260 ($0.58) до 295 тенге за литр ($0.66).
Эксперты уверены, что такое решение кабмина не решит проблему с дефицитом горючего. Столь незначительное повышение стоимости по-прежнему оставит казахстанские ГСМ весьма дешевыми на фоне цен в соседних странах. Таким образом, можно быть уверенными в том, что казахстанские фермеры и в этом году будут жаловаться на недостачу топлива.
Светлана Шестернёва, Алматы
Комментарии (0)