27 декабря ознаменовалось историческим событием в Центральной Азии – дан официальный старт строительству долгожданной железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Как ранее подчеркнул президент Кыргызстана Садыр Жапаров, этот стратегически важный проект, «десятилетиями пылившийся на полках», теперь, наконец, превращается в реальность, открывая новые возможности для экономического развития региона.
На торжественной церемонии запуска строительства заместитель премьер-министра Узбекистана Жамшид Ходжаев зачитал приветственное обращение президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.
В своём обращении глава Узбекистана отметил, что первое полноценное соглашение о реализации этого проекта было подписано всего полгода назад, и за этот короткий срок завершилась подготовка необходимой технической документации.
Это поистине историческое событие, к которому наши дружественные страны шли почти тридцать лет,
– подчеркнул президент Мирзиёев. Он добавил, что новая железнодорожная магистраль станет «новой транспортной артерией международного значения», которая кратчайшим путём соединит регион Центральной Азии с Китаем, способствуя укреплению многопланового сотрудничества и стратегического партнёрства между государствами.
Президент Узбекистана также отметил, что проект полностью соответствует целям инициативы «Один пояс и один путь», направленной на объединение стран мира для совместного устойчивого развития и процветания. Он выразил признательность председателю КНР Си Цзиньпину и президенту Кыргызстана Садыру Жапарову за их личный вклад и активные усилия по продвижению этого важного проекта.
В своём обращении президент Мирзиёев особо подчеркнул значительный экономический эффект от строительства новой железной дороги для всего региона.
Этот крупный инфраструктурный проект предусматривает широкую кооперацию на основе передовых инженерных, инновационных и цифровых решений с соблюдением высоких экологических стандартов,
– отметил глава государства. По маршруту магистрали, проходящей через Кашгар – Торугарт – Макмал – Джалал-Абад – Андижан, возведут 20 станций, 42 моста и 25 тоннелей. Также планируется создание современной транзитно-логистической инфраструктуры, включая склады и терминалы.
По оценкам, ввод в эксплуатацию этой магистрали послужит кратному увеличению масштабов региональной торговли и инвестиций, заметному снижению транспортных издержек и раскрытию огромного транзитного потенциала Азии. Президент Узбекистана привел следующие цифры: ежегодный объём грузоперевозок по новому коридору составит до 15 миллионов тонн. На несколько тысяч километров и почти на неделю сократятся расстояния и сроки доставки грузов из Китая в страны Европы. Кроме того, появится возможность организации регулярных пассажирских перевозок. В перспективе сопряжение этой железнодорожной линии с Трансафганским коридором позволит эффективно соединить и усилить транспортно-коммуникационную взаимосвязанность Китая, Центральной и Южной Азии.
Очевидно, что экономические выгоды ощутят все наши страны. Будут созданы сотни новых предприятий и десятки тысяч рабочих мест. И, конечно, этот проект будет способствовать возрождению Великого Шёлкового пути, развитию культурно-гуманитарного обмена, дальнейшему сближению наших народов,
– заявил президент Мирзиёев.
Глава государства также заверил, что Узбекистан намерен активно участвовать во всех этапах строительства железной дороги, задействуя все имеющиеся технические и интеллектуальные ресурсы. Он выразил уверенность в том, что совместными усилиями этот транспортный коридор станет ещё одним символом крепкого партнерства и прогресса в регионе.
В заключение своего обращения президент Мирзиёев поздравил инженеров, строителей и всех участников проекта, пожелав им больших успехов и отметив, что «сегодня вашими руками создается общее будущее наших стран, нашего региона».
О железной дороге:
Проект строительства железнодорожной ветки, которая свяжет Китай со странами Центральной Азии, обсуждался около 25 лет. Рассматривались различные варианты маршрута, в том числе из Китая через Кыргызстан в Узбекистан, далее в Туркменистан, Иран и Турцию. Стороны не всегда могли прийти к согласию по вопросам ширины колеи, стоимости строительства в высокогорных и труднодоступных районах, а также по самому маршруту.
Согласно трехстороннему соглашению, строительство международного транспортного коридора будет проходить по комбинированному варианту маршрута «Кашгар – Торугарт – Макмал – Джалал-Абад – Андижан». Министерство транспорта Узбекистана заявляет, что реализация проекта позволит расширить географию торговли и перевозок из Китая через Узбекистан в Турцию и далее в Европу, а также в государства Персидского залива.
Длина железной дороги составит 486 км, из которых порядка 312 км пройдут по территории Кыргызской Республики. На территории Кыргызстана запланировано строительство 18 железнодорожных станций, 81 моста и 41 тоннеля общей протяженностью более 120 км.
Глава госпредприятия «Кыргыз темир жолу» (КТЖ) Азамат Сакиев отметил, что железная дорога будет состоять из двух частей: от китайской границы до станции Макмал (165,5 км) будет проложена колея шириной 1435 мм (стандарт КНР), далее до Джалал-Абада (146,2 км) – колея 1520 мм. На станции Макмал планируется переформирование составов, перегрузка грузов, их сортировка и взвешивание. По прогнозам, среднегодовой объем перевозок на ветке к 2035 году составит 5 млн тонн, из которых чуть более половины придётся на транзит, – писал Spot.
По условиям соглашения, Китай получит 51% в совместном предприятии, Кыргызстан и Узбекистан – по 24,5%. Стоимость проекта предварительно оценивается в $4,7 млрд. Половину суммы из собственных средств предоставят страны-участницы пропорционально долям в СП: $1,18 млрд выделит Китай, около $700 млн – Кыргызстан. Ранее озвучивались цифры о вкладе Узбекистана и Кыргызстана в размере $573 млн каждого. Остальная сумма в размере $2,35 млрд будет покрыта за счет некоммерческого кредита, который предоставит китайская сторона. В июле президент Узбекистана поручил выделить $255 млн в уставной фонд проектной компании по строительству железной дороги, из которых $14 млн должны быть направлены до конца 2023 года. В июне правительства Узбекистана, Кыргызстана и Китая подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве в совместном продвижении проекта.
Комментарии (0)