Freedom Finance Global на протяжении семнадцати месяцев осуществляет регулярный анализ потребительского доверия, а также инфляционных и девальвационных ожиданий населения в четырех странах Центральной Азии: Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане. По результатам анализа, проведенного Данияром Оразбаевым, аналитиком Freedom Finance Global, в ноябре 2024 года в регионе наблюдалась неоднородная динамика потребительской уверенности.
Повышение индекса потребительской уверенности было зафиксировано лишь в двух из четырех рассматриваемых стран. При этом, в трех странах произошли изменения в динамике индекса, которые прервали тенденции, наблюдавшиеся на протяжении двух-трех предыдущих месяцев. Что касается инфляционных настроений, то здесь почти во всех государствах отмечалось ухудшение, сопровождавшееся заметными скачками в показателях. На фоне ослабления национальных валют в регионе, вновь практически повсеместно возросли девальвационные ожидания.
Аналитики компании Freedom Finance Global ежемесячно собирают по 3 600 анкет в Казахстане и Узбекистане, по 1 600 анкет в Кыргызстане и 1 200 анкет в Таджикистане. Количество анкет в каждой стране соответствует численности населения в этих государствах. Исследования проводятся с использованием методологии, которая применяется для определения индексов потребительской уверенности во многих странах мира. Компания United Research Technologies Group адаптировала данную методологию под специфические задачи исследования. Сбор данных осуществляется посредством телефонного опроса, анкета которого адаптирована таким образом, чтобы исследование проводилось на родном языке респондентов.
Снижение потребительской уверенности в Узбекистане в ноябре 2024 года: анализ тенденций и региональных различий
В ноябре 2024 года индекс потребительской уверенности в Узбекистане снизился до 129,5 пункта, что контрастирует с резким подъемом, зафиксированным месяцем ранее (132,5 пункта в октябре). Несмотря на позитивную динамику в четырех из пяти составляющих субиндексов, общее снижение индекса обусловлено ухудшением оценок респондентами благоприятности текущих условий для совершения крупных покупок.
В годовом выражении, индекс потребительской уверенности также показал снижение на 2,7 пункта по сравнению с ноябрем 2023 года, что свидетельствует об ослаблении оптимистичных настроений относительно общей экономической ситуации в стране.
Особенно заметное снижение произошло в субиндексе, отражающем условия для крупных покупок. Он упал до 84,2 пункта, продемонстрировав третий худший результат за всю историю наблюдений. В ноябре лишь 39,3% опрошенных узбекистанцев считали условия для крупных расходов благоприятными, что на 2,6 процентных пункта меньше, чем в октябре.
Негативная динамика в оценке условий для крупных покупок затронула большинство возрастных групп населения, за исключением респондентов в возрасте от 45 до 59 лет, где наблюдался незначительный рост оптимизма (с 41,5% до 42%). Наиболее значительное снижение оптимизма отмечено среди молодежи, где доля положительных ответов сократилась с 45,8% до 39,4%. Самый низкий уровень оптимизма по данному вопросу был зафиксирован в возрастной группе от 30 до 44 лет (37,9%).
В региональном разрезе наибольшее ухудшение ситуации отмечено в Навоийской области, где доля положительных ответов упала на 13,5 процентных пункта до 33,1%, что стало самым низким показателем по стране. Заметное снижение также наблюдалось в Каракалпакстане и Кашкадарьинской областях (падение почти на 8 п. п.). В то же время, в Сырдарьинской области наблюдалась противоположная тенденция: доля респондентов, считающих условия для крупных покупок благоприятными, выросла с 36,9% до 49,1%. Лидером по оптимизму в этом вопросе остается Хорезмская область, где данный показатель достиг 50,7%, что на 2,6 процентных пункта больше, чем в октябре.
Снижение оптимизма относительно личного материального благосостояния.
В ноябре зафиксировано значительное снижение субиндекса, отражающего изменение личного материального положения респондентов за прошедший год. Показатель сократился на 3,1 пункта, хотя по-прежнему остается вторым лучшим за последние восемь месяцев. Доля жителей Узбекистана, положительно оценивающих динамику своего материального положения, снизилась с 62,2% в октябре до 60% в ноябре.
Негативная динамика в оценках личного материального положения затронула все возрастные группы, за исключением респондентов старше 60 лет, где наблюдался рост позитивных оценок (с 49,1% до 53,1%). Тем не менее, эта возрастная группа по-прежнему демонстрирует самый низкий уровень оптимизма среди всех опрошенных категорий. Наибольший уровень оптимизма по-прежнему демонстрирует молодежь в возрасте до 29 лет (69,2%), хотя и с сокращением доли оптимистов на 3,8 п.п. Схожая динамика снижения наблюдалась в возрастных группах 30-44 лет (-3,2 п.п.) и 45-59 лет (-3,4 п.п.).
В региональном разрезе наиболее заметное снижение доли оптимистичных ответов наблюдалось в Ферганской области, где показатель упал с 68,3% до 57,5%. Самый низкий уровень положительных оценок был зафиксирован в Ташкентской области (55%). Значительное падение также наблюдалось в Джизакской (-8,3 п.п.) и Бухарской (-8,2 п.п.) областях. В шести регионах была отмечена положительная динамика, наиболее выраженная в Андижанской области (рост с 57,6% до 66,1%). Наивысшие показатели по улучшению личного материального положения в ноябре продемонстрировала Сырдарьинская область, где доля положительных ответов достигла 67,2%.
Ухудшение инфляционных ожиданий и оценок
В ноябре инфляционные оценки и ожидания жителей Узбекистана ухудшились после улучшения в октябре. Доля тех, кто ощутил сильный рост цен за прошедший год, увеличилась до 50,7%, а доля ожидающих сильного роста цен в следующем месяце резко возросла до 26,5%, достигнув максимума за всё время исследований. Ожидания более быстрого роста цен в течение года также выросли.
При этом, официальная статистика зафиксировала рекордно низкий месячный рост цен в ноябре (0,93%) и снижение годовой инфляции. Однако, восприятие роста цен на мясо и подорожание овощей оказывают заметное влияние на настроения респондентов. Большинство по-прежнему отмечают рост цен на мясо, а также на фрукты, овощи и растительное масло.
Девальвационные ожидания стабилизировались
В ноябре девальвационные ожидания жителей Узбекистана, после двух месяцев роста, практически не изменились, несмотря на ослабление узбекского сума. Доля тех, кто ожидает ослабления национальной валюты в течение года, осталась на прежнем уровне, а ожидания на месяц выросли незначительно. Хотя эти показатели выросли, они остаются ниже значений ноября 2023 года.
Комментарии (0)