В июле Узбекистан импортировал газа на сумму $174,2 млн, что в 174 раза больше, чем в июле 2023 года, когда на эти цели было потрачено всего $1 млн. Об этом свидетельствуют данные Госкомстата.
С января по июль 2024 года Узбекистан потратил на импорт газа $983,7 млн, что почти в пять раз больше, чем в аналогичный период 2023 года, когда расходы составили $201 млн.
Расходы на импорт газа в 2024 году были следующими:
- Январь — $35,6 млн;
- Февраль — $131,1 млн;
- Март — $193,6 млн;
- Апрель — $102,6 млн;
- Май — $108,4 млн;
- Июнь — $166,3 млн.
Увеличение объемов закупок газа из-за рубежа было предсказуемым, особенно после того, как Узбекистан начал наращивать импорт газа из России. В 2023 году республика закупила газа на $694,9 млн, а в 2022 году — на $281,9 млн.
С 7 октября 2023 года Узбекистан начал закупать газ у России через Казахстан по трубопроводу «Центральная Азия — Центр». Согласно двухлетнему контракту между UzGasTrade и «Газпром экспорт», в Узбекистан будет поставляться 9 млн кубометров газа в сутки, что составляет около 2,8 млрд кубометров в год. Однако, цена на импортируемый газ пока не разглашается.
Несмотря на рост импорта, экспорт газа из Узбекистана не прекращен. В прошлом месяце на экспорт было отправлено газа на $91,7 млн, что на 1,3 раза больше, чем в июле 2023 года, когда экспорт составил $63,9 млн. В период с января по июль 2024 года экспорт газа составил $323,1 млн, в то время как в аналогичный период 2023 года этот показатель был равен $341,9 млн.
Кризис в нефтегазовой отрасли Узбекистана: цифры говорят сами за себя
Отчет также проливает свет на текущую ситуацию в энергетическом секторе страны, включая цены импортного газа, субсидии, выделяемые из бюджета, количество субсидируемых газгольдеров и экспорт.
Статистика под ударом: почему отчеты запаздывают
Согласно утвержденному календарю публикаций, промышленная статистика должна была выйти 20 августа 2024 года. Однако, несмотря на ожидания, пресс-релиз был опубликован с задержкой.
«По неофициальным данным, спад бурения и добычи в топливной отрасли продолжается прежними темпами, а по некоторым показателям обвал ускорился. Может быть, поэтому они сочли необходимым не разглашать отчет», — пишет экономист Бакиров.
Физический индекс промышленного производства в июле составил 7,1%, что ниже показателя предыдущего месяца в 7,8%.
Резкое снижение добычи газа и нефти
Согласно опубликованным данным, в июле добыча газа составила 3 миллиона 788,1 миллиона кубометров, что на 114,6 миллиона кубометров меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Если тенденция сохранится, то к концу года Узбекистан рискует добыть на 2-3 миллиарда кубометров газа меньше, чем в 2023 году, что составит около 42 миллиардов кубометров.
В прошлом году был объявлен целевой показатель добычи природного газа до 62 миллиардов кубометров, но с текущими темпами добычи его достижение кажется маловероятным.
«В апреле прошлого года министр энергетики заявил, что объемы добычи газа в Узбекистане снижаться не собираются, заявив, что со второго полугодия "динамика изменится". Тем временем закончился 2023 год, закончилась и первая половина 2024 года, и наступила вторая половина 2024 года. Обвал не остановился, несмотря на то, что на земляные работы и бурение были потрачены триллионы долларов, переданные без тендера подрядчикам и их эмиссарам на Севере», — комментирует экономист обещанное в прошлом году «чудо» и вероятность момента, когда Узбекистан достигнет 62 млрд кубометров газа.
Обвал нефтедобычи и снижение производства топлива
Не только газовая отрасль испытывает трудности. Добыча нефти сократилась до 60,2 тысячи тонн, что на 4,5 тысячи тонн меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Производство бензина снизилось до 115 тысяч тонн, что составляет минус 18,2 тысячи тонн в годовом выражении. Дизельное топливо также под угрозой, несмотря на небольшое увеличение производства в июле, в годовом исчислении его объемы продолжают снижаться.
Энергетический кризис: электрогенерация тоже падает
Общий спад в энергетическом секторе усугубляется сокращением производства электроэнергии. В июле 2024 года производство электроэнергии снизилось до 5959,2 млн кВтч, что на 1218,3 млн кВтч меньше, чем в прошлом году.
Вызовы и последствия: что дальше?
Текущая ситуация в нефтегазовом секторе Узбекистана вызывает серьезные опасения. Кризис в добыче углеводородов может привести к значительным экономическим потерям, замедлению роста и дефициту энергоносителей.
На вопрос, верят ли сами энергетики в то, что будет добыто 62 млрд кубометров газа, Бакиров дает следующий ответ:
«Если судить по заявлениям энергетиков и убеждениям лиц, принимающих решения за последние 7 лет, наглядный художественный пример «62 миллиардов кубометров газа» можно без колебаний использовать еще как минимум 6 лет. Это означает, что еще в течение 6 лет из бюджета и других государственных ресурсов на бурение и добычу полезных ископаемых могут быть извлечены триллионы денег. Но это всего лишь карманные деньги перед триллионами и миллиардами долларов».
Правительству необходимо принять решительные меры для стабилизации ситуации, иначе экономике Узбекистана грозит долгосрочный ущерб, как считает аналитик. Важно усилить контроль над выполнением проектов в энергетике, пересмотреть подход к управлению ресурсами и искать новые способы восстановления производства.
Комментарии (0)