Стало известно, что Соединенные Штаты готовятся к завершению своего военного присутствия в Ираке, что ознаменует окончание 21-летней оккупации арабской республики. По данным Tasnim News, иракский министр иностранных дел Фуад Хусейн планирует в сентябре отправиться в Вашингтон, чтобы вместе со своим американским коллегой объявить об окончании миссии международных коалиционных сил в Ираке.
Вывод сил международной коалиции из Ирака, за исключением Иракского Курдистана, начнется в сентябре 2025 года, а эвакуация из Иракского Курдистана завершится в сентябре 2026 года. Это событие станет важной вехой в истории региона и может повлиять на геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке.
Фото: AFP
Влияние на нефтяной сектор
Решение США о выводе войск из Ирака имеет прямое влияние на нефтяной сектор страны, особенно в Иракском Курдистане. В феврале 2022 года Федеральный Верховный суд Ирака признал недействительными продажи нефти Иракским Курдистаном, постановив, что только федеральное правительство имеет конституционные полномочия на экспорт сырой нефти и заключение международных соглашений. Это решение значительно ослабило экономические позиции Курдистана, лишив его значительной части доходов.
В марте 2022 года Анкара нарушила двустороннее соглашение с Багдадом, что привело к новому удару по региональному правительству Курдистана (КРГ).
Согласно соглашению, подписанному в 1973 году и возобновленному в 2010 году, только федеральное правительство Ирака имеет право контролировать продажи иракской нефти по трубопроводу в Турцию. Нарушение этого соглашения по итогам подачи жалобы в Международную Торговую Палату вынудило Турцию выплатить Ираку компенсацию в размере $1,47 млрд за закупки нефти напрямую у курдов, без разрешения Багдада.
Эти события ограничили способность КРГ самостоятельно продавать нефть, что в значительной мере ослабило экономическую основу курдского региона и его позиции на переговорах с центральными властями Ирака.
Политические и территориальные изменения
Иракский Курдистан также столкнулся с серьезными политическими и территориальными вызовами. Референдум о независимости, проведенный в 2017 году, вызвал серию ответных мер со стороны федерального правительства Ирака, а также соседних Ирана и Турции. Санкции, введенные против Курдистана, и ограничения на экспорт нефти привели к выводу курдских сил с обширных территорий, включая богатую нефтью мухафазу (провинцию) Киркук.
Впоследствии, Федеральный Верховный суд Ирака принял решение о прекращении экспорта нефти КРГ через Турцию, что еще больше ограничило возможности региона. Также в мае 2023 года суд вынес решение против самопродления полномочий парламента Курдистана, признав его неконституционным. Это стало очередным шагом Багдада к усилению контроля над Курдистаном и ограничению его автономии.
«Интересно, что суд вынес решение после иска оппозиционных партий в Эрбиле — и здесь важную роль сыграла как раздробленность курдов, так и хроническая грызня между кланами Барзани (ДПК) и Талабани (ПСК)», — пишет Telegram-канал Первый ближневосточный.
Багдад усиливает контроль над Иракским Курдистаном
Федеральное правительство Ирака продолжает предпринимать шаги по усилению контроля над Иракским Курдистаном. Согласно решению Федерального Верховного суда, Багдад теперь обязан выплачивать зарплаты служащим региона напрямую, минуя региональные власти Эрбиля.
Также региональная нефтяная отрасль должна быть передана под контроль федерального центра. Управление и надзор за парламентскими выборами в Курдистане теперь возложено на Независимую высшую избирательную комиссию Ирака, что лишает Эрбиль значительной части его политической автономии.
Решения Багдада вызвали резкую критику со стороны Демократической партии Курдистана (ДПК), которая считает, что федеральное правительство превышает свои полномочия и подрывает федерализм и демократические основы курдского региона. В свете этого, центральное правительство, вероятно, стремится заменить руководство Курдистана на более лояльное и договороспособное, что могло бы способствовать реализации реформ, направленных на ограничение полномочий Эрбиля.
Будущее Иракского Курдистана
Если Багдаду удастся реализовать свои планы, Иракский Курдистан может лишиться значительной части своей автономии.
«Этнический анклав, куда Багдад, согласно Конституции 2005 г., не имеет право даже ввести войска, автоматически ставит крест на целостности и суверенитете республики», — предполагает Первый ближневосточный, формулируя экспертное мнение для «Российской газеты» и участвуя в прямом эфире на РБК.
Фейсал I из династии Хашимитов — первый король Ирака (1921 - 1933) — однажды сказал: «Я говорю, — и сердце моё полно печали, — что, по моему мнению, иракского народа пока нет, а есть людские конгломераты, лишённые всякой национальной идеи, проникнутые религиозными традициями и ложью, не объединённые, слушающие зло и склонные к хаосу».
Современный Ирак представляет собой сложную мозаику. Когда протестующие ежегодно штурмуют парламент, а на севере страны действует автономный курдский регион, куда, согласно Конституции, Багдад не имеет права вводить войска, говорить о полноценном государственном суверенитете не приходится.
Центральное правительство уже заявило о планах изъять у курдских вооруженных сил (пешмерга) тяжелую технику и сократить их численность. Также обсуждается возможность установления контроля над таможней, миграционной службой и границами Курдистана, что существенно ослабит его независимость.
Кроме того, Багдад может потребовать вывода с территории Курдистана турецких военных баз и израильских объектов, что будет зависеть от того, насколько США действительно выведут свои войска из региона и насколько они будут заинтересованы в защите интересов Израиля после президентских выборов в ноябре 2024 года.
Комментарии (0)