Президент Кыргызстана Садыр Жапаров совершил государственный визит в Узбекистан 18-19 мая. Президент Мирзиёев вместе с первой леди Узбекистана лично встретили президента Жапарова в аэропорту.
В ходе встреч на высшем уровне обсуждался широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества: от торговли и региональной безопасности до культурных и гуманитарных обменов. По итогам подписано 16 двусторонних документов.
Узбекско-кыргызские отношения постоянно развиваются. С момента вступления в должность президент Мирзиёев сотрудничал с четырьмя президентами Кыргызстана — Алмазбеком Атамбаевым (2011-2017), Сооронбаем Жээнбековым (2017-2020), Талантом Мамытовым (2020-2021) и Садыром Жапаровым (2020-настоящее время), достигая различных результатов. Хотя между президентами Кыргызстана Аскаром Акаевым и Узбекистана Исламом Каримовым был подписан договор о вечной дружбе, их видение так и не воплотилось в ощутимые результаты. Прошлые пограничные напряжения и этнические столкновения — в 2010, 2013 и 2016 годах — привели к ухудшению отношений, характеризующихся отсутствием диалога и дипломатии.
В отличие от своего предшественника, президент Мирзиёев, который придерживается регионализма, добился заметных результатов в последние годы в отношении пограничных споров с соседними странами. Новой отправной точкой в углублении узбекско-кыргызских отношений стало урегулирование вопроса демаркации с ратификацией в 2022 году «Соглашения об отдельных участках кыргызско-узбекской границы» и «Соглашения о совместном управлении водными ресурсами Кемпир-Абадского (Андижанского) водохранилища». Обязательства обоих правительств проложили путь дальнейшему развитию отношений и способствовали региональной стабильности и безопасности, направленным на восстановление доверия к видению «вечной дружбы».
С 2016 года президент Мирзиёев совершил семь поездок в Бишкек в различных форматах, включая один государственный визит и два рабочих визита только в 2023 году. Президент Жапаров также посещал Узбекистан в 2021, 2022, 2023 годах и теперь в 2024 году. Эти визиты, будь то на государственном уровне или в рабочих целях, подчеркивают тесное сотрудничество в Центральной Азии.
По состоянию на январь-май 2024 года товарооборот Узбекистана с Кыргызстаном составил около $294 млн. В 2023 году президенты Мирзиёев и Жапаров подписали «Программу стратегического торгово-экономического партнерства на 2023-2025 годы», а также соглашения о тесном сотрудничестве в энергетике, сельском хозяйстве и ключевых отраслях промышленности. Растет число предприятий с узбекским и кыргызским капиталом, в Кыргызстане и Узбекистане их насчитывается 70 и 273 соответственно. В ходе текущего визита обе страны договорились о создании условий для увеличения объема товарооборота до $2 млрд в ближайшей перспективе в рамках «Плана мероприятий по увеличению объемов взаимной торговли на 2024-2030 годы». Основными направлениями сотрудничества остаются агропромышленный, промышленный, транспортный и туристический секторы. Узбекско-Кыргызский фонд развития отдает приоритет финансированию взаимовыгодных инвестиционных проектов в этих отраслях, а объем промышленного сотрудничества уже достиг $300 млн. Для дальнейшего продвижения проектов достигнута договоренность об увеличении уставного капитала Узбекско-Кыргызского фонда до 200 млн долларов США.
В своем анализе 2024 года под названием «Направления торговых отношений Узбекистана со странами Центральной Азии» ученые Вохидова и Абдуллаева проанализировали товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии на основе данных за 2000-2021 годы. Они определили, что Узбекистан сталкивается с вызовами, связанными с членством в ВТО и необходимостью модернизации производства. Примечательно, что одним из ключевых соглашений текущего визита является «Протокол о членстве в ВТО», знаменующий собой еще один шаг на пути интеграции Узбекистана в мировую торговую систему. Подписанные в ходе визита двусторонние документы во многом напоминали предыдущие соглашения по содержанию и характеру, с отдельными положениями, направленными на расширение сотрудничества в сфере образования, науки, туризма и культуры.
В этом году Китай, Кыргызстан и Узбекистан подписали соглашение о давно запланированном железнодорожном проекте в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (BRI). Проект CKU имеет стратегическое значение, поскольку он значительно сокращает торговый путь между Китаем и Европой. Учитывая, что обе страны не имеют выхода к морю, завершение проекта CKU предоставит Узбекистану и Кыргызстану жизненно важный доступ к основным рынкам Южной Азии и Ближнего Востока.
Поскольку Китай является крупнейшим торговым партнером как Узбекистана, так и Кыргызстана, ожидается, что прямой сухопутный маршрут будет способствовать торгово-экономическому обмену за счет сокращения расходов и времени транзита. По сути, проект представляет собой потенциальную возможность экономической диверсификации за счет расширения доступа к международным рынкам, что может снизить зависимость стран от традиционных торговых путей.
Экономическая диверсификация обеспечивает два основных преимущества: положительную корреляцию между экономическим ростом и диверсификацией, перераспределение рабочей силы в пользу капиталоемких видов деятельности, тем самым создавая новые отрасли или расширяя существующие секторы; и снижение восприимчивости страны к внешним потрясениям и изменениям политики торговых партнеров.
Материализация этого видения требует дружественных и стабильных отношений, достигнутых посредством постоянных дипломатических контактов и диалогов. Приверженность Узбекистана и Кыргызстана проекту означает вступление в новую фазу стратегического углубления экономических связей и сотрудничества между Китаем и Центральной Азией.
«... подписание трехстороннего соглашения по стратегическому проекту строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан стало историческим событием», — заявил Президент Мирзиёев.
Недавние политические события в Узбекистане и Кыргызстане в сочетании с формирующимся мировым порядком указывают на то, что обе страны не будут оставаться нейтральными или полагаться исключительно на одну соседнюю державу, а будут проводить многовекторную дипломатию. Региональный мир и стабильность могут быть укреплены посредством активного взаимодействия правительств Узбекистана и Кыргызстана с мировым сообществом, решения экономических и безопасных проблем в регионе. Оба президента Мирзиёев и Жапаров подчеркнули существенный характер углубления и расширения кыргызско-узбекских отношений, признав это необходимостью, а не выбором.
Автор: Сардор Аллаяров
Аллаяров — специалист по международным отношениям, приглашенный научный сотрудник Ланьчжоуского университета Цзяотун (Китайская Народная Республика) и внештатный преподаватель Ургенчского государственного университета (Узбекистан).
Комментарии (0)