Проект строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан активно развивается и находится на стадии привлечения финансирования и подготовки к строительным работам.
Для формирования части доли правительства Узбекистана в уставном капитале совместного проекта АО "Узбекские железные дороги" получит кредит в размере $255 млн из Фонда реконструкции и развития сроком на 15 лет по ставке 5% с семилетним льготным периодом. В частности, в 2024 году будет выделено $14 млн. Это решение президента Узбекистана подтверждает приверженность страны к успешному осуществлению проекта.
Этот амбициозный проект, связывающий три страны, оценивается в несколько миллиардов долларов и имеет большое стратегическое значение для региона.
Срок строительства железной дороги оценивается в шесть лет, с завершением работ к 2030 году. На заседании Жокоргу Кенеша 19 июня директор "Кыргыз темир жолу" Азамат Сакиев сообщил о технических деталях и сроках выполнения проекта. Он отметил, что сроки прописаны в трехсторонней дорожной карте, и инвестиционное соглашение планируется подписать в сентябре текущего года, а строительные работы должны начаться в октябре.
По условиям соглашения, Китай получит 51% в совместном предприятии, Кыргызстан и Узбекистан — по 24,5%. Общая стоимость проекта предварительно оценивается в $4,7 млрд, половину из которых предоставят страны-участницы в соответствии с долями в СП. Китай выделит $1,18 млрд, Кыргызстан — около $700 млн, а Узбекистан — $573 млн.
Кроме того, китайская сторона предоставит некоммерческий кредит на $2,35 млрд. В настоящее время ведутся переговоры с Инэксимбанком и Национальным банком КНР для обеспечения этого финансирования.
Железная дорога будет состоять из двух частей: от китайской границы до станции Макмал (165,5 км) с шириной колеи 1435 мм (стандарт КНР) и далее до Джалал-Абада (146,2 км) с шириной колеи 1520 мм. На станции Макмал будет проводиться переформирование составов, перегрузка грузов, их сортировка и взвешивание. Прогнозируется, что к 2035 году среднегодовой объем перевозок на ветке составит 5 млн тонн, из которых чуть больше половины придется на транзит.
Подготовка к строительству железной дороги началась в 2022 году после долгих обсуждений. Три страны согласовали маршрут от Кашгара до узбекистанской границы длиной 454 км и договорились подготовить ТЭО. Начало полевых работ ожидается в 2024 году.
Замминистра транспорта Узбекистана Жасурбек Чориев оценил стоимость проекта в $5 млрд, однако другие оценки указывают на возможное увеличение стоимости до $8 млрд.
Проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан имеет стратегическое значение для всего региона. Он не только улучшит транспортное сообщение и логистику, но и способствует экономическому развитию стран-участниц. Р
Комментарии (0)