Китай строит секретную военную базу в Таджикистане, что подтверждают спутниковые снимки. Этот шаг связан с растущей угрозой со стороны контролируемого талибами Афганистана.
Строительство базы, расположенной в одном из самых удалённых уголков мира, ведётся уже почти десятилетие.
База, высеченная в горах на высоте 4000 метров, оснащена наблюдательными башнями и на ней размещены войска обеих стран, которые теперь регулярно проводят совместные военные учения. Ни одно из правительств публично не признало существование базы, но спутники показывают постоянное расширение строительства, включая подъездные дороги.
Китай стремится расширить своё военное присутствие за пределами своих границ, в том числе на территории Индии в Гималаях. Пекин усиливает отношения с Таджикистаном, пока Россия, его традиционный экономический и военно-политический партнёр, отвлечена войной в Украине.
На прошлой неделе президент Си Цзиньпин укрепил растущие связи с Таджикистаном во время своего третьего государственного визита.
«Ситуация такова, что возникает вакуум, и этот вакуум заполняет Китай», — сказал Парвиз Моллоджонов, политолог и исполняющий обязанности директора международной организации International Alert, базирующейся в Великобритании. «С момента ухудшения ситуации в Афганистане Китай использует озабоченность правительства Таджикистана для укрепления своей безопасности».
Тревога по поводу 1300-километровой границы Таджикистана с Афганистаном усилилась после возвращения талибов к власти в 2021 году. Китай также предоставляет боеприпасы и технологии в рамках своих широких планов по созданию «передовой линии обороны», отметил Моллоджонов.
Пекин был первой страной, которая признала посла, назначенного талибами, и стремится наладить связи с этой исламской группировкой. Китай также хочет сохранить контроль над уйгурскими мусульманами в своём западном регионе Синьцзян, продолжая экономическую экспансию в Центральную Азию и Европу.
Таджикские силы безопасности разогнали протесты против этих реформ, но некоторые женщины продолжают носить хиджабы в знак протеста. Политика Китая по отношению к уйгурам вызывает обеспокоенность и в Таджикистане, который является преимущественно мусульманской страной.
Китай увеличил своё присутствие в Таджикистане за последнее десятилетие, став крупнейшим источником иностранных инвестиций и на какой-то момент контролируя более 60% внешнего долга страны. Пекин также обеспечил себе множество прав на добычу полезных ископаемых, так как гористый Таджикистан не обладает инфраструктурой и опытом для разработки своих минеральных ресурсов.
Мнения о влиянии Китая в Таджикистане разнятся. В удалённом городе Айни некоторые, такие как 56-летняя Михиргул Нойбова, выигрывают от китайских проектов. Её столовая обслуживает китайских рабочих на крупном дорожном проекте. Однако большинство обеспокоены долгосрочными последствиями для здоровья и окружающей среды.
Комментарии (0)