Центральная Азия может оказаться заложником амбициозных планов строительства целых гидротехнических сооружений, которые приведут регион к широкомасштабному водно-экологическому кризису. Об этом сообщили агентству Daryo представители экологической коалиции «Реки без границ» (Rivers without Boundaries).
Если на территории центральноазиатских стран будут реализованы все вынашиваемые сегодня планы по возведению новых плотин и созданию оросительных каналов, то уже в среднесрочной перспективе, через 10-15 лет, регион может столкнуться с крупным рукотворным водно-экологическим кризисом,
- предупреждают экологи.
По мнению специалистов, водохранилища Камбаратинской ГЭС-1 и новых каскадов ГЭС на реке Нарын в Кыргызстане станут накопителями значительных объёмов воды, усугубляя гидроэнергетический режим использования водного стока, который противоречит нуждам природных экосистем и водного хозяйства.
Две гидроэлектростанции, планируемые к строительству в Беш-Аральском заповеднике, уничтожат экосистему реки Чаткал – стержень трансграничного объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». Огромное водохранилище Рогунской ГЭС в Таджикистане заберет существенный объем воды, которого уже сегодня не хватает на поддержание сельского хозяйства и экосистем дельты Амударьи. Другим безудержным потребителем амударьинских вод, помимо сегодняшних оросительных систем в Туркменистане и Узбекистане, станет гигантский канал Кош-Тепа в Афганистане, который не подотчетен никаким международным соглашениям. Бесчисленные плотины малых ГЭС, возводимые при государственной поддержке в Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане, продолжат перерезать и истощать более мелкие речные системы, внося дисбаланс в естественные гидрологические режимы. Точные последствия такого грубого вмешательства в природу сложно предсказать без выполнения общебассейновой стратегической экологической оценки, но масштаб воздействия наверняка будет таким, что затронет практически всех жителей Центральной Азии.
Беда в том, что каждый проект строительства плотины или канала в Центральной Азии рассматривается по отдельности, без учёта совокупного, так называемого кумулятивного воздействия всех находящихся рядом существующих и планируемых гидротехнических сооружений, которые могут в разы или на порядок усиливать негативные воздействия нового проекта на окружающую среду,
- отмечает международный координатор экологической коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов.
Также не учитываются последствия глобального изменения климата, которые наиболее остро проявляются именно в Центральной Азии и имеют порой решающее влияние на эффективность гидротехнических проектов.
Широкомасштабный водный кризис из-за тотального гидроэнергетического освоения речных систем в Центральной Азии неизбежно приведёт к использованию ещё более радикальных средств его разрешения,
- считает Александр Колотов, координатор экологической коалиции «Реки без границ» по Центральной Азии.
Можно прогнозировать как очередное возвращение к советской идее переброски северных сибирских рек, так и отказ от ненадежной и дискредитировавшей себя гидроэнергетики в пользу атомной генерации для всего региона.
Как отмечают экологи, предпосылки для усиления широкомасштабного водного кризиса в Центральной Азии закладываются прямо сейчас, поскольку страны региона излишне полагаются на свой гидроэнергетический потенциал в ущерб развитию других видов альтернативной энергетики. В случае получения требуемого для всех гидротехнических проектов финансирования со стороны международных банков развития свернуть с колеи, ведущей к региональному водному кризису, будет чрезвычайно трудно, если не невозможно.
О проблеме водного кризиса в Узбекистане
Проблема водного кризиса в Узбекистане начала зарождаться еще в советские времена, когда масштабная экспансия ирригационного земледелия стала центральной частью аграрной политики. Особенно это касается периода с 1960-х годов, когда были предприняты амбициозные проекты по расширению орошаемых земель для увеличения производства хлопка и других сельскохозяйственных культур в Центральной Азии, включая Узбекистан.
Эти мероприятия привели к масштабному перераспределению водных ресурсов региона, особенно рек Амударьи и Сырдарьи, что стало основной причиной ухудшения водоснабжения и экологических условий. Интенсивное использование воды для ирригации, недостаточно эффективное управление водными ресурсами и отсутствие современных технологий водосбережения усугубили ситуацию.
Кульминацией водного кризиса стало обмеление Аральского моря — одной из крупнейших экологических катастроф в мире. Процесс обмеления начался в 1960-е годы и продолжался в последующие десятилетия, что привело к серьёзным последствиям для экосистемы региона, местного населения и экономики.
В послесоветский период, начиная с 1991 года, Узбекистан, как и другие страны Центральной Азии, столкнулся с необходимостью решения проблем водопользования на национальном уровне в условиях новой политической и экономической реальности. Проблема водного кризиса продолжает оставаться актуальной и по сей день, требуя совместных усилий для её решения.
Ранее мы сообщали, что Президент Узбекистана в начале 2024 года подписал постановление о совершенствовании системы управления водными ресурсами. В преамбуле этого документа говорится, что его целью является повышение культуры водопользования и информирование населения о том, что вода не бесплатна.
Комментарии (0)