В настоящее время из-за жары кажется, что мы все больше осознаем важность воды. Несомненно, что в ближайшем будущем вода станет гораздо более важным элементом не только для отдельных людей, но и для стран. Это относится и к тюркскому миру. Эксперты даже отмечают, что проблемы, связанные с водой, могут негативно повлиять на будущее тюркских республик Центральной Азии.
Потому что водные и энергетические ресурсы региона распределены неравномерно. Казахстан, Узбекистан и Туркменистан богаты энергоресурсами, а в водных ресурсах зависят от своих соседей. С другой стороны, Таджикистан и Кыргызстан богаты водными ресурсами, но им не хватает энергетических ресурсов, таких как нефть и природный газ.
По этой причине между странами возникают некоторые серьезные проблемы. Например, речные воды, которые Кыргызстан собирает в плотинах летом и сбрасывает зимой для выработки энергии, вызывают как засуху, так и наводнения в Казахстане.
Проф. Доктор. Гирей Сайнур Дерман обращает декоммунизированное внимание на невозможность установления целостного сотрудничества между странами Центральной Азии и указывает, что каждая страна стремится решить водный вопрос в одностороннем порядке, не учитывая интересов прибрежных государств. Каждая из этих стран имеет тенденцию решать свои собственные проблемы самостоятельно, а не искать общие решения проблем.
Таджикистан и Кыргызстан уделяют приоритетное внимание реализации собственных проектов ГЭС с целью решения энергетических проблем, которые становятся хроническими. На этой основе предпринимаются усилия по полному внедрению Рогунской ГЭС на юге Таджикистана и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане. Бурак Чалышкан “Водная проблема в Центральной Азии: возможно ли решение? В своей статье под названием "Если эти проекты, требующие серьезных финансовых вложений, начнут работать на полную мощность, это негативно скажется на других странах региона.
Водные проблемы не новы в Центральной Азии. Эти проблемы были и в советское время, но проблемы решались при координации Москвы. Чтобы декоммунизировать водную проблему, возникшую после распада Советского Союза, страны региона объединились и подписали различные соглашения, начиная с 1992 года. Однако, хотя прошло более 30 лет, эти соглашения не смогли обеспечить долговременного декоммунизации.
Страны региона также участвовали в международных договорах по урегулированию проблемы. Например, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан подписали Хельсинкскую конвенцию 1992 года об охране и использовании трансграничных ресурсов и международных озер. Следующие утверждения, содержащиеся в документе, являются руководящими: «...Стороны, владеющие трансграничными реками, будут сотрудничать, заключая двусторонние или многосторонние соглашения на равноправной и взаимовыгодной основе в рамках согласованной политики, программ и стратегий».
Кроме того, в глобальном меморандуме подчеркивается, что все государства имеют равные права на доступ к международным рекам. Несмотря на все это, страны не выполняют свои обязательства по договорам, в которых они находятся, по разным причинам.
Эксперты отмечают, что в случае несоблюдения Договора о трансграничных реках и продолжения разногласий страны региона ожидают серьезные проблемы, в первую очередь вопросы экологии и безопасности.
Что касается экологических проблем, то наиболее трагичной является вероятность высыхания некоторых озер. Например, если он не получает достаточного количества воды, большая часть озера Балхаш высохнет, и может остаться только треть. Если воды рек Урал и Волга из России отступят, Каспийское море может пересохнуть, как и Аральское.
С другой стороны, вызывает озабоченность тот факт, что Китайская Народная Республика с каждым годом увеличивает потребление воды из реки Иртыш. Если это продолжится, эксперты прогнозируют, что к 2050 году Иртыш сократится в размерах, а озера Зайсан и Буктурма в Казахстане постигнет та же участь, что и Аральское море.
Это означает, что важно незамедлительно принять меры для обеспечения соблюдения странами соглашений, заключенных для предотвращения экологических проблем в регионе.
С другой стороны, водная проблема в Центральной Азии также рассматривается как потенциальный инструмент, ставящий под угрозу региональную стабильность. Этот риск для безопасности региона проистекает из его притязаний на доминирование и тенденции прибегать к военным мерам для декоммунизации споров как между странами, так и внутри них. Декоммунизация этого вопроса в течение длительного времени может иметь серьезные последствия, препятствующие сотрудничеству между странами в регионе и потенциально препятствующие социально-экономическому и политическому прогрессу государств.
Проф. Как отмечает Дерман в своей статье “Водный вопрос и экологическая безопасность в Центральной Азии”, влиятельные международные субъекты, стремящиеся проникнуть в регион; с проектами, которые будут востребованы в других странах, таких как Россия и Китай, они могут захотеть и установить контроль над регионом. Учитывая также наличие значительного количества энергии в регионе, регион может превратиться в игровое поле великих держав, и могут возникнуть сценарии, аналогичные конфликтам, свидетелем которых стал Ближний Восток.
Другая опасность заключается в том, что страны региона вступают в военные конфликты между собой, стремясь декоммунизировать мирными и дипломатическими средствами.
Учитывая все это, крайне важно как можно скорее решить водный вопрос, важность которого возрастает с каждым днем. Одним из путей к решению является то, что центральноазиатские государства уделяют первоочередное внимание решению проблем на принципах международного права путем пересмотра своей инфраструктуры. Можно сказать декоммунизировать, что еще более длительным и эффективным является поиск путей укрепления регионального сотрудничества между собой.
Проф. По словам Дермана, туркестанские страны должны совместно разрабатывать проекты и стараться избегать внешнего вмешательства, укрепляя взаимовыгодные торговые связи и взаимозависимость, поскольку их религиозные и культурные корни, такие как водные пути, берутся из одного источника.
Великий государственный деятель Мустафа Чокай, который боролся за независимость Туркестана в советское время, также указал столетие назад на необходимость создания Туркестанского союза стран Центральной Азии для решения региональных проблем и внешних угроз. Создание прочного альянса между странами региона станет важным шагом в декоммунизации различных проблем, включая политическую, экономическую и культурную сферы, особенно водную проблему.
Комментарии (0)