За последние 6 лет общественная жизнь в нашей стране претерпела кардинальные изменения. Узбекистан открылся мировому сообществу, а мировое сообщество открывает для себя Узбекистан. Темп, заданный руководством страны, поражает. Реформы начались по всем составным сферы нашего общества, затронув и экономику, и политику, и социальную, и культурную жизнь.
В преддверии знаменательного события в общественной жизни нашей страны, предстоящего референдума, хотелось бы поразмышлять о необходимо обновления конституции Республики Узбекистан.
Конституция является основным законом в любой стране. Она должна работать на общество, отвечать его запросам и потребностям. Значение конституции - определение всех основ государственной, общественной и политической жизни страны. Другими словами - каркас и фундамент правовой системы, и все остальные законы строятся на ее основе. Но в то же время Конституция — это не неподвижный неизменный документ. И если назревает необходимость изменить конституцию, то это говорит о жизненной необходимостью, основанной на эволюционном развитии общества, в данном случае в Узбекистане, чтобы обозачить наши цели вперед, на обозримое будущее, к построению открытого и справедливого общества.
Сегодня мы наблюдаем напряженность в мире, в результате чего осложнилась геополитическая ситуация, которая привела к возрастанию угроз, все это требует дальнейшего укрепления государственности Узбекистана.
Учитывая, что Конституция является стержнем и сутью государственности, мы должны ее усилить. Назрела необходимость тщательно проанализировать имеющиеся угрозы и ситуацию в мире и донести до нашей отечественной аудитории насколько важно воспринимать проводимые в стране реформы, которые направлены на усиление нашего государственно единства, заботы о гражданах страны, пересмотра отдельных составных, особено если речь идет о конституционной реформе.
В обновленной Конституции мы видим что проведена большая и кропотливоая работа по разработке и внесению изменений в статьи Констиуции, которые четко и лаконично изложены в понятной для всех форме, направленные на то, чтобы Узбекистан стал более стабильным и укрепил свою способность противостоять любым угрозам.
В результате установления прямого диалога между народом и государственной властью коренным образом изменилось отношение к тем изменениям, которые инициируют и осуществляют государственные органы власти. Политика открытости привела к тому, что наши государственные органы стали моментально реагировать на общественной мнение и быстрее решать имеющиеся социально-экономические проблемы.
Впервые в истории современного Узбекистана в конституционной реформе активное участие принимает сам народ, это имеет большое значение и определяет путь развития открытой и демократической страны. Хотелось бы напомнить, что с начала объявленной конституционной реформы поступило более 220 000 предложений, но самое важное, что проект Конституционного закона формировался на основе этих предложений, все это свидетельствует что Новая Конституция – это буквально становится Народной Конституцией.
По нашему законодательству после проведения референдума по принятию конституции уже не нужно будет принимать никаких дополнительных документов, ее не нужно будет обсуждать в парламенте и подписывать президентом, так как народное голосование поставит окончательный вердикт в ее дальнейшей реализации и исполнении.
Обновленная Конституция в нашей стране станет первым правовым документом, который будет непосредственно принят народом.
Каждый голос на референдуме будет иметь большое значение и юридическую силу.
Сегодня мы открыто признаем, что к сожалению, такие пороки, как коррупция, монополизм, безответственность, некомпетентность, местничество, безалаберность, серьезно влияют на благосостояние наших людей и стабильное развитие государства в целом.
И если мы сегодня не изменим нашу Конституцию, если мы не адаптируем ее к нормам, отвечающим требованиям современного мира, нам не избавится от “ржавчины” которая разъедает наше общество, кроме того, нам потребуется много лет, чтобы стать конкурентоспособной, современной, самой передовой страной.
Поставленная цель - стать конкурентоспособной, современной, самой передовой страной, это не миф, это реальность к которой нам нужно стремится. В построении обозначенного общества большую роль играет человеческий фактор, который основан на главенстве интересов человека.
В основе обновленная Конституция заложен принцип «человек-общество-государство», который имеет практическое значение, поскольку отражает права и интересы всех категорий – молодежи, женщин, инвалидов, учителей, и даже преступников (оступившихся граждан).
Мы стоим на пороге принятия своей, народной Конституции, о которой граждане нашей страны могут сказать «Это – моя Конституция», которая так нужна нашему обществу.
Турсунова Ранохон – д.и.н., УМЭД
Комментарии (0)