Стихийные захоронения по-прежнему обыденность для Казахстана. Все дело в отсутствии закона. Особенно непростая ситуация с погребением младенцев. Устанавливать памятники над их могилками нельзя. Их просто хоронят в степи, а потом могилки топчет скот. Нет заборов вокруг кладбищ. 90% кладбищ по всему Казахстану бесхозные. А морги «срослись» с похоронными агентствами. Подробно об этом корреспонденту Daryo из Казахстана рассказала журналист и общественный деятель Сандугаш Дуйсенова.
«По Алматинской области, у меня есть сведения, 80% или даже 90% кладбищ бесхозные. Они просто закреплены за сельскими акимами области. Например, аким села Кызыл-агаш просто ставит туда имама – и тот отвечает за кладбище, убирает там, очищает территорию. Где надо – людей приглашает. Сам, по-свойски осуществляет захоронения», — сообщила Дуйсенова.
Похоронным бизнесом Сандугаш начала заниматься в 2018 году.
«Я стала видеть странные сны, можно сказать, указания из потустороннего мира. Что нужно пойти на кладбище, убраться, навести порядок. Долго бегать я от этого, естественно, не могла. Пришлось согласиться. Я думаю, что это хорошая часть потустороннего мира. Они попросили меня ухаживать за могилками. Я ходила убирать на кладбища с 2016 года. А два года спустя решила все-таки участвовать в тендере», — вспоминает моя собеседница.
С тех пор она постоянно воюет с беззаконием и мошенничеством. Потому что нет закона, который регулирует похоронное дело.
«Они благодаря мне в 2019 году наконец-то приняли правила захоронения, обслуживания кладбищ в Алматинской области (отмечу, что в Жетысуской области такие правила еще не приняты). И там мы прописали, что должен делать тот человек, который выиграет тендер для обслуживания кладбища. Взяли за основу ст. 109 Закона о земле. Где черным по белому написано, что на одного человека после смерти отводится шесть квадратов земли бесплатно», — подчеркнула женщина.
Но ритуальные агентства, по словам Дуйсеновой, делают на этом немалые незаконные деньги.
«Они придумывают свои сплетни и говорят: надо платить за место, за то-другое. На самом-то деле надо платить только за копку могилы и ритуальные принадлежности. В законе эти правила оговорены как работа копачей», — уточнила она.
Оказывается, можно нанять копателей могилы, или же привезти своих родственников. Вам будут обязаны предоставить место, и вы своими усилиями можете выкопать своему близкому могилу. Впрочем, обычно такого не бывает.
«В 99,9% люди обращаются за платной помощью к копачам. И только самые ушлые, самые деловые, знающие закон, могут прийти и сказать: я ничего не знаю, дайте мне землю – и я все сделаю сам», — поделилась она.
Сандугаш Дуйсенова обратила особое внимание на то, что люди путают услугу копки могилы с продажей земли.
«У нас в Талдыкоргане копка одной ямы стоит 35-50 тысяч тенге ($73-$115). У мусульман ақым стоит выкопать 50- 60 тысяч ($115-$136). Но самая главная проблема - это отношения между моргом и ритуальными агентствами», — заявила она.
В Алматы есть спецкомбинат по оказанию ритуальных услуг при акимате города. Сандугаш сообщила, что там место для захоронения стоит 91 тысячу тенге ($206).
«Плюс копка могилы и тому подобное. И еще надо учита\ывать такой момент. Христиане хоронят в прямоугольной могиле глубиной два метра. А мусульмане делают жарма - это когда посередине кладут перегородку, чтобы глина не попадала в лицо умершего. А еще бывает акыл - это коридор, и еще копают набок. Это стоит 50-60 тысяч тенге ($113-$135). Зимой эта услуга стоит на 20 тысяч тенге дороже ($181)», — рассказала Дуйсенова.
В Талдыкоргане же похоронить человека, если он православный, то это порядка 200-300 тысяч тенге ($453-$679). В сумму входят гроб, необходимые атрибуты и оградка. Услуги катафалка стоят 15-20 тысяч тенге ($34-$45).
«В Алматы все это стоит в три раза дороже», — подчеркнула она.
Сандугаш уточнила, что до сих пор существует объем гарантированной бесплатной помощи и объем платных услуг, которые оказывают любые больницы Казахстана. Но в центрах судебной экспертизы, куда относятся морги, там нет бесплатных услуг.
«Только платные. Тело человека поступает в морг, и с этого момента идет отсчет за каждый час сохранения. Когда тело выписывают, то там тоже идут специальные расценки, которые мы обязаны оплатить», — сообщила Дуйсенова.
А если у умершего нет ни родных, ни близких, то его обычно передают как безродного. Его хоронит государство. На сегодняшний день цена захоронения колеблется от 20 до 30 тыс. тенге.
«Сюда входит изготовление гроба, доставка и захоронение. Если учесть, что простой деревянный короб без тряпочной обивки стоит порядка 10 тысячи тенге, то это гроши», — заметила собеседница.
Сандугаш Дуйсенова добавила, что всех безродных православных хоронят по мусульманским обычаям.
«Потому что церковь требует по пять тысяч тенге ($11,3) за каждого умершего и еще спрашивает, а крещен ли он? В среднем на захоронение одного безродного по мусульманским обычаям, как положено, должно уходить до 75 тысяч тенге по технической спецификации, а я вынуждена укладываться в 20 тысяч тенге. Это и машина, и копачи и другие расходы. Скажу честно, это большие убытки», — посетовала она.
От государства в год на все про все Сандугаш получала 1,2 млн тенге ($2700). По ее словам, сюда входит зарплата четырех сторожей. Поэтому открыла магазин, чтобы хоть как-то перекрывать расходы.
«Скажу честно за все эти годы у нас ушло 7-8 млн тенге (около $15,8 тысяч). Все это безвозмездная помощь людей, помогающих мне и сейчас. Они скидывают мне деньги, либо безвозмездно помогают сделать уборку на кладбище», — рассказала она.
— Что, на ваш взгляд, следует сделать, чтобы разобраться в этом запутанном деле?
«Надо принимать закон «О погребении и похоронном деле», чтобы остановить весь беспредел, который творится в этой отрасли. Надо разграничить полномочия всех государственных организации, которые прямо или косвенно имеют отношение к этой деятельности. Необходимо прописать, кто за что отвечает: государство, местная исполнительная власть, объекты здравоохранения, судебно-медицинские экспертные и коммерческие организаций. Прописать в документе статус копальщика могилы. Утвердить правила посещения кладбища, чтобы не курили и не распивали спиртное», — уверена Сандугаш.
Сейчас в Казахстане такого закона нет. Есть только типовые правила погребения и организации дела по уходу за могилами. Нужны рычаги, которыми можно было бы воздействовать на мошенников в этой сфере. И я считаю, что кладбища должны находиться в коммунальной собственности у государства», - заключила Сандугаш Дуйсенова.
Светлана Шестернёва, Алматы
Комментарии (0)