Доходное ли это дело — заниматься филателией? Кто сейчас собирает марки в Казахстане, какие инструменты потребуются коллекционеру, и нужно ли лизать тыльную сторону, чтобы наклеить марку. Корреспондент Daryo из Казахстана подробно расспросила фотожурналиста и коллекционера-любителя Владимира Третьякова.
— В советское время было модно собирать марки. Сейчас филателистов заметно поубавилось. Или они ушли в подполье?
Я и сам начал собирать еще когда мне было лет пять, а это был как раз-таки Советский Союз. Но тогда про филателию были и мультфильмы и кино. Марки продавали почти во всех киосках и в любом почтовом отделении. Кроме того, электронной почты не было. Бумажные письма были с марками, люди активно переписывались, и это тоже было стимулом начинать коллекцию. Поэтому молодежи среди филателистов сейчас немного. В основном это люди, кто начинал в то время, - сообщил Третьяков.
— Что изменилось в филателии за эти 20 лет? Чем современный коллекционер марок отличается от советского?
Мне трудно сказать, что изменилось за 20 лет. Потому что, когда я начинал это была очень неряшливая простенькая детская коллекция. Я забросил ее где-то в классе в пятом или шестом. Это как раз пришлось на начало 90-ых. Тогда же с продуктами и другими товарами первой необходимости было сложно, не то что с марками. Возобновил, а вернее, даже начал с нуля я пару лет назад. Ну и, конечно, сейчас собирать марки намного проще. Во-первых, как и любая коллекция, филателия требует определенных расходов. Конечно, марки в большинстве не так дороги, но если вы серьезно собираете, то много сопутствующих необходимостей. Альбомы, пинцет, увеличительное стекло и каталоги - это такой минимальный набор. У меня, например, две темы и, к слову, очень обширные, которые мне со временем, наверное, придется сужать — это живопись и стандартные марки. Стандарты — это на вид простые марки, они этакие «рабочие лошадки» почты и, как правило, выпускаются не как памятные, а просто для удобства оплаты. Но они по-своему очень привлекательны. Например, зачастую это очень лаконичный и понятный дизайн. А еще именно среди стандартов больше всего филателистических редкостей и ценностей. Но там много разновидностей. Поэтому, помимо каталогов и пинцетов, мне нужны еще измеритель зубцовки, точные линейки с делениями минимум полмиллиметра, а иногда даже ультрафиолетовая лампа, какими проверяют подлинность банкнот. Потому что марки часто печатают на бумаге с водяными знаками и ультрафиолетовыми полосами, чтобы защищать от подделок.
Так вот, теперь, когда я стал взрослым и сам обеспечиваю себя, мне не приходится ждать, как в детстве, карманных денег, чтобы пополнить коллекцию. Кроме того, сейчас есть возможность покупать марки на международных торговых площадках. Поэтому, если при Союзе было просто и доступно купить гашеные марки СССР и стран соцлагеря, то сейчас вполне доступны марки со всего мира, — говорит Владимир.
— С чего началось ваше личное увлечение филателией? Помните свою первую марку?
Поскольку мне и правда было около пяти лет, самую первую свою марку я не помню. Зато очень хорошо помню подборку марок на тему исследования космоса, вклеенную в специальный альбом. Это папа сделал мне такой подарок на день рождения. А поскольку я, как и большинство пацанов того времени, мечтал стать космонавтом, а не блогером, это был просто супер желанный подарок. Недалеко от дома моей бабушки был специальный филателистический магазин. Каждый раз, бывая у нее, а это было очень часто, я бегал туда поглазеть. Там продавался большой и очень красивый кляссерный (специальный для марок — прим.ред) альбом. Стоил, по-моему, 10 рублей, и по тем временам для меня это была совершенно невозможная сумма. Я так и не смог купить его, но часто покупал небольшие подборки гашеных марок, которые продавались там же. Поскольку правильного альбома у меня не было, я вкладывал марки в «кассу букв». Не уверен, что сейчас дети меня поймут, но тогда это был такой планшет с кармашками для вкладывания картонных, букв чтобы младшие школьники учились составлять слова. Вот так и начиналось мое увлечение. Как я уже говорил, инвестиция — это вряд ли про филателию. Если нужно инвестировать, лучше идти на фондовую биржу. Я думаю, что это увлечение останется моим достаточно долго. Передают же коллекции после смерти или когда уже ничего человеку не нужно, кроме сиделки и кресла-каталки. Ну, мне совсем не хочется думать об этом сейчас, — заключил коллекционер.
Светлана Шестернёва, Алматы
Комментарии (0)