Узбекистан и Туркменистан, две родственные страны со схожей историей, культурой и языком, имеющие общую границу протяженностью 1650 км, за последние годы увеличили объем двусторонней торговли более чем в пять раз и достигли почти $1 миллиарда.
И это не предел. Недавно две страны договорились о создании совместного торгового центра, транспортировке энергоресурсов и совместном использовании крупнейшей (по объему) реки региона - Амударьи.
Это стало результатом государственного визита президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в Узбекистан в середине июля 2022 года и его переговоров с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, который водное соглашение назвал «историческим».
«На фоне кризисных явлений, которые наблюдаются в мировой политике и экономике, тема доверия в межгосударственных отношениях .. приобретает глобальное значение», - сказал Бердымухамедов, впервые посетивший Ташкент в качестве президента.
Узбекистан создает зону свободной торговли в приграничном Кунграде в Каракалпакстане, а Туркменистан, в свою очередь, строит дорогостоящий автобан к северу.
Очевидно, что жители приграничных районов, где узбеки и туркмены, по сложившейся традиции, десятилетиями создают общие семьи, в первую очередь заинтересованы в увеличении взаимных торговых операций.
«Торговля пошла бы в гору, если бы процедуры пересечения границы были заметно упрощены», — говорит 22-летний Мердан, проживающий в Лебапской области Туркменистана.
Как выяснилось, его родственники живут по обе стороны реки Аму-Дарья, а сам он мечтает об «узбекской жене».
Туркменистан вышел из соглашения о безвизовом режиме СНГ в 1999 году. В то же время, по разным оценкам, около 300 000 этнических узбеков проживают в Туркменистане и около 200 000 туркмен в Узбекистане.
Очевидно, что решение пограничных вопросов в межгосударственных отношениях является приоритетным с 2016 года, когда Мирзиёев стал главой Узбекистана. На данном этапе практически согласованы проекты нормативно-технических документов по демаркации узбекско-туркменской государственной границы.
Это принципиально важно для Туркменистана, который омывается Каспийским морем и имеет самую протяженную сухопутную границу с Узбекистаном, помимо границ с Афганистаном, Ираном и Казахстаном.
Примечательно, что до недавнего времени Узбекистан выступал в качестве транзитной страны, поскольку через него проходят два отдельных магистральных трубопровода, по которым Туркменистан экспортирует природный газ в Китай и Россию.
Однако Узбекистан постепенно превращается из экспортера энергоносителей в их импортера, поскольку динамика промышленного развития привела к росту внутреннего энергопотребления.
По этой причине Узбекистан начал напрямую покупать у Туркменистана не только электроэнергию (с 2019 года), но и природный газ (с декабря 2022 года), который ранее реэкспортировал российский «Газпром». Последняя сделка имеет сезонный формат.
СМИ писали, что Центр экономических исследований и реформ при администрации президента Узбекистана изучает возможность заключения долгосрочного газового контракта с Туркменистаном в обмен на фиксированные цены.
На самом деле, Туркменистан, где валютные поступления в основном обеспечиваются за счет энергетики, тоже стремится к диверсификации промышленности. И в этом может помочь Узбекистан, который, например, имеет сильную автомобильную промышленность еще со времен Советского Союза, не говоря уже о современной сборочной линии лицензионных Daewoo, Man и General Motors.
Крупнейший автопроизводитель региона, «Узавтосаноат», подписал меморандум с правительством Туркменистана еще в 2021 году, чтобы в будущем помочь в производстве пикапов, грузовиков, автобусов, агротехники и прицепов.
«Это позволит Туркменистану создать новые рабочие места, увеличить долю промышленности в структуре ВВП, выйти на экспортные рынки, а также обеспечить население автомобилями международного качества» - говорилось в пресс-релизе компании.
В Ашхабаде считают, что пандемия значительно ускорила региональную интеграцию в Центральной Азии, поскольку стало очевидно, что логистические и транзитные расходы с остальным миром выше.
На этом фоне Туркменистан предложил воспользоваться преимуществами каспийского порта Туркменбаши, а Узбекистан, который недавно присоединился к системе преференций GSP+, предлагает свое торговое посредничество. Узбекские предприятия могут беспошлинно поставлять в Европу более 6 000 различных товаров.
Эзиз Бояров, Ашхабад
Комментарии (0)