О том есть ли выгоды Кыргызстану от вхождения Ирана в ШОС и каковы экономические и политические перспективы от этой ситуации в эксклюзивном интервью Daryo рассказал председатель ОФ «Институт мира и развития Центральной Азии» Джумагулов Бакыт.
— Какие политические аспекты взаимосвязи Ирана и Кыргызстана?
В первую очередь необходимо отметить, что Исламская Республика Иран была одним из первых зарубежных государств, официально признавших государственный суверенитет и независимость Кыргызской Республики.
За годы дипломатических отношений стало ясно, что Бишкек и Тегеран выступают за общерегиональный подход к урегулированию конфликтов в регионе политическими средствами, а также за совместный, региональный подход к решению социально-экономических, экологических, политических проблем региона, за укрепление диалога и взаимопонимания между представителями различных конфессиональных и религиозных групп стран региона.
Иран готов взаимодействовать и сотрудничать с Кыргызстаном во всех сферах без каких-либо ограничений. За последние тридцать лет между двумя странами было заключено более 100 документов о сотрудничестве в различных областях.
— Какие выгоды получит Кыргызстан от вступления ИРИ в ШОС?
— Безусловно, выгоды есть. В первую очередь – это преимущества в торгово-экономическом аспекте, а также в сферах транспортной логистики, энергетики, туризме и что также очень важно - в вопросах безопасности.
В торгово-экономическом аспекте сотрудничество КР и ИРИ уже осуществляется в рамках Соглашения о создании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном.
Основными преимуществами соглашения являются предоставление тарифных льгот, снижение и снятие таможенных пошлин.
Для Кыргызстана это соглашение выгодно, потому что стороны стабильно наращивают объём взаимной торговли. Как мы видим из официальной статистики, объём торговли между обеими странами постоянно растёт.
Так, к примеру, в 2022 году он увеличился в 1,8 раза, из них экспорт повысился в 14 раз, а импорт — в 1,3 раза. По итогам первого квартала 2023-го года объём товарооборота увеличился в 2,5 раза, в том числе импорт возрос в 2 раза, а экспорт — в 5,5 раз.
Кыргызстан импортирует из Ирана чай, сухофрукты, краски, ковры и другие товары, а в Исламскую Республику экспортирует бобы, сухофрукты, орехи, мясо и т. д.
Полное завершение юридических процедур относительно постоянного членства Ирана в Шанхайской организации сотрудничества, означает начало функционирования новой площадки для многостороннего сотрудничества между КР и ИРИ. Конечно, постоянное членство Ирана в Шанхайской организации положительно скажется и на двусторонних связях.
— Будут ли укрепляться логистические и транспортные связи между КР и ИРИ?
— Необходимо отметить, что Иран – уникальная страна и в плане организации транспортных коридоров. Одним из важных вопросов в отношениях между КР и ИРИ является вопрос использования Кыргызстаном мощностей иранских портов, особенно Бендер-Аббаса и Бандар-Чабахара для выхода в мировой океан.
Иранская сторона очень серьёзно относится к этому вопросу и не раз заявляла о своём желании предоставить в пользование центральноазиатским странам и, в частности, Кыргызстану возможности, которые есть в этих портах.
Уже подписан ряд предварительных договорённостей в части снижения тарифов, увеличения контейнерных перевозок к порту Бендер-Аббас и дальше в Южную Азию, в сторону Ливии, арабских государств, стран Каспийского залива.
Также если смотреть глобально, строительство и запуск железнодорожного сообщения, которое будет соединять Китай, Кыргызстан и Узбекистан откроет прямой путь к портам Ирана. В этом случае транспорт и транзит станут одними из основных направлений взаимодействия двух государств.
Центральноазиатские страны могут в свободной форме воспользоваться теми возможностями, которые есть в портах Бендер-Аббас в Персидском заливе и Бандар-Чабахар - в Оманском заливе для экспорта и импорта продуктов. На сегодняшний день из Бендер-Аббаса можно свободно отправлять железнодорожным путём товары в Центральную Азию.
В сфере туризма две страны планируют взаимно привлекать путешественников. Провинция Хорасан-э-Разави, являясь одной из граничащих с Центральной Азией провинций ИРИ, выразила заинтересованность в сотрудничестве с Кыргызстаном и имеет большой потенциал и мотивацию для взаимодействия в различных секторах и развития межрегионального сотрудничества.
Также накопленный Ираном опыт в строительстве гидроэлектростанций является хорошей возможностью для взаимодействия. В нефтяном и нефтехимическом секторах Исламская Республика Иран может обеспечить часть потребностей Кыргызстана.
Помимо этого, ИРИ тоже получит свою выгоду, а именно экономическую стабилизацию. Страна сможет нарастить экспорт основного источника доходов — нефти, а также начать активно поставлять свои товары в страны организации. Это приведёт к усилению экономической мощи Ирана и значительному повышению уровня жизни.
Для Исламской Республики Иран очень важным является выход из экономической и политической изоляции. Повышение статуса ИРИ в Шанхайской организации сотрудничества с уровня наблюдателя до постоянного члена говорит о том, что страны «шосовской» семьи, а в первую очередь — государства — члены ШОС выступают против политики изоляции Исламской Республики Иран, иначе бы Иран не был принят в Организацию.
Вхождение Ирана в ШОС создаёт качественно новую ситуацию в том плане, что Шанхайская организация сотрудничества, в том числе и Кыргызстан получает выход на Ближний и Средний Восток.
Членство Ирана в ШОС может укрепить способность государств – членов Шанхайской организации сотрудничества противостоять террористической деятельности в обширных регионах, охваченных организацией.
— Существуют ли сегодня факторы, негативно влияющие на безопасность Центральной Азии?
- Основным вопросом, влияющим на безопасность региона, является ситуация в Афганистане. Большую опасность будет представлять, если страна станет ещё радикальнее и создаст базы для запрещённых опасных организаций и постепенно переместится в Среднюю Азию.
Вхождение Ирана в организацию также важно для обеспечения безопасности в регионе. Потому что проблему Афганистана можно решить через Иран.
В Афганистане распространилась информация о создании против властей «Таджикистанского движения Талибан», целью которого является борьба с коррупцией в Таджикистане.
Если в упомянутой стране вспыхнет какой-либо конфликт, это будет иметь последствия для всей Ферганской долины и всей страны.
Также существует опасность того, что маршрут наркотрафика будет использован экстремистскими организациями. Кыргызстан обращается с этим вопросом в Шанхайскую организацию сотрудничества.
— Как Кыргызстану использовать свои логистические возможности, если железная дорога «Север – Юг» будет достроена? Что мы можем использовать в рамках ШОС?
- Есть много возможностей. Есть условия для получения кредитов в «Инэксимбанке» и создания среднего и малого бизнеса. Конкуренция создаётся вокруг стран Центральной Азии.
Мы должны полностью использовать возможности, предоставляемые Китаем. Мы отказываемся от многих географических условий. Казахстан построил «Хоргос» и создаёт искусственные барьеры, чтобы наши товары не попадали в Европу.
Они продают свой товар через «Хоргос» и преследуют свои интересы. Кыргызстан не должен оставаться в стороне и должен использовать все экономические возможности. Казахстанцы обсуждают безвизовый режим для развития «Хоргоса».
Можем ли мы ввести и этот режим? Если безвизовый режим вступит в Казахстан, товары из Китая и России будут поставляться для них беспрепятственно. В этой ситуации казахстанцы выиграют.
Если заработает железная дорога Кыргызстан — Китай — Узбекистан, то она принесёт нам большую экономическую выгоду. Мы должны использовать все эти аспекты для усиления своего экономического потенциала.
Комментарии (0)