Туркменистан, будучи приверженным стратегии диверсификации энергетических потоков, выражает готовность к продолжению взаимодействия с партнерами по осуществлению проекта Транскаспийского газопровода, сообщает МИД страны.
Стратегическая его цель – транспортировка туркменского газа на европейские рынки через Азербайджан и Турцию. Ожидается, что проектная мощность трубопровода, протяженностью 300 км может составить 30 млрд кубометров газа в год.
В пресс–релизе выражается убежденность, что «каких–то политических, экономических, финансовых факторов, препятствующих осуществлению строительства газопровода не существует».
Международно–правовая обоснованность проекта у официального Ашхабада не вызывает сомнений после принятия в 2018 году пятью прибрежными государствами Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
В статье 14 этого документа, в частности, говорится:
«1. Стороны могут прокладывать кабели и трубопроводы по дну Каспийского моря.
3. Определение трассы для прокладки подводных кабелей и трубопроводов осуществляется по согласованию со Стороной, через сектор дна которой должен быть проведен подводный кабель или трубопровод».
«Таким образом, на сегодняшний день строительство Транскаспийского трубопровода непосредственно связано с разграничением дна между Туркменистаном и Азербайджанской Республикой».
Внешнеполитическое ведомство Туркменистана полагает, что этот проект «является абсолютно реалистичным проектом, обоснованным с экономической точки зрения, способным внести ощутимый вклад в обеспечение энергетической безопасности в Евразии».
История вопроса
В 2015 году в Ашхабаде была подписана Декларация о развитии сотрудничества в области энергетики между Туркменистаном, Азербайджаном, Турцией и Европейским Союзом. Документ был акцентирован на проекте Транскаспийского газопровода.
К тому времени Туркменистан за свой счет проложил линейный газопровод протяженностью более 700 км от Галкыныша до берегов Каспийского моря.
Казалось, что уже можно проложить газопровод по дну Каспийского моря к берегам Азербайджана, поскольку его правовой статус был утвержден после двадцати лет переговоров между прикаспийскими странами.
В 2020 году сообщалось, что Туркменистан с ЕС готовит проект рамочного правового соглашения о будущих поставках газа из Туркменистана в Европу.
В декабре 2022 года президенты Азербайджана, Туркменистана и Турции встретились в Авазе, чтобы обсудить варианты транспортировки туркменского газа в Европу. Стороны договорились о создании рабочих групп.
Европа также готовит почву для переговоров на высоком уровне. В июне делегация Европейского парламента посетила Ашхабад для обсуждения возможной ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанного еще в 1998 году. Прогресс в этой области может создать правовую основу для делового партнерства.
Эксперты сказали Daryo, что актуальность обсуждаемого европейского маршрута возросла после того, как ЕС решил избавиться от своей критической зависимости от «Газпрома». Это происходит на фоне войны в Украине.
Эзиз Бояров
Комментарии (0)