Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата выступило с заявлением в связи с предложением предпринимателя Мурода Назарова об отмене моратория на вырубку деревьев.
Министерство ознакомилось с предложением предпринимателя Мурада Назарова, озвученным на открытом диалоге ТПП, о замене моратория на вырубку деревьев компенсационными посадками и созданием «банка деревьев».
Отмечается, что Узбекистан не имеет выхода к морям и океанам — важным природным источникам кислорода и поглощения углекислого газа, при этом более чем на 60 процентов покрыт пустынями и полупустынями, особенно уязвим к климатическим изменениям.
«Не стоит забывать и про фактор изменения климата в регионе. Темпы «нагрева» в Центральной Азии превышают мировые показатели в 2 раза. За последние 30 лет температура в регионе выросла на 1,5°C против глобального среднего в 0,7 °C. В таких условиях зелёные насаждения становятся жизненно важным элементом экологического баланса, на сохранение которого и направлено действие моратория на вырубку деревьев», – говорится в сообщении.
В ведомстве привели в пример опыт развитых стран, который показывает, что строгие ограничения на вырубку деревьев являются эффективным инструментом охраны окружающей среды и устойчивого градостроительства.
Так например, в Германии законодательство охраняет не только леса, но и городские насаждения. Незаконная вырубка, особенно в общественных местах, может повлечь штраф до 50 000 евро за одно дерево. Компенсационные меры подлежат обязательному контролю.
В Великобритании нарушение предписания Tree Preservation Order (TPO) может привести к штрафу до 20 000 фунтов стерлингов в суде магистратов или неограниченному штрафу и лишению свободы в суде короны. В 2023 году за уничтожение известного дерева SycamoreGap обвиняемый получил более четырёх лет тюремного заключения.
В Казахстане статья 340 Уголовного кодекса страны предусматривает штраф до 160МРП(1 181 долл. США) или арест до 40 суток, с возможной конфискацией имущества за незаконную вырубку деревьев. В Российской Федерации статья 260 Уголовного кодекса предусматривает штраф до 1 миллиона рублей (12 770 долл. США) либо лишение свободы до 4 лет за вырубку в значительном объёме. Также возможна конфискация техники и возмещение ущерба.
Эти примеры демонстрируют, что даже в странах с более благоприятным климатом действуют жёсткие меры защиты зелёных насаждений.
Для сравнения, статья 79 Кодекса об административной ответственности Узбекистана предусматривает штраф от 25 до 50 БРВ (738-1470 долл. США) для граждан и от 50 до 75 — для должностных лиц (1470-2210 долл. США). В этой связи сохранение и усиление моратория представляется важнейшей мерой экологической устойчивости в условиях растущего климатического давления, считают экологи страны.
Также отмечается, что предложенный механизм компенсационных посадок и «банка деревьев» не может заменить действующий мораторий по следующим причинам:
- Взрослое дерево не может быть полноценно заменено саженцем ни по объёму поглощаемого углекислого газа (CO₂), ни по влиянию на микроклимат, ни по биоразнообразию. По данным Европейского агентства по окружающей среде, одно дерево поглощает до 21 кг CO₂ в год. Ни один саженец не способен заменить эту функцию в течение десятилетий.
- Практика высадки «банка деревьев» может спровоцировать спекуляции и коррупцию, чего государственная политика старается избежать. Как показывает исследование HumanRightsWatch «WildMoney»в ряде стран компенсационные посадки прикрывают незаконную вырубку. В Узбекистане же компенсационные посадки – не альтернатива, а дополнение к административной или уголовной ответственности.
По мнению ведомства, попытка пересмотра вызывает особое сожаление на фоне, когда компании стремятся внедрить принципы ESG в свою деятельность, а также когда в стране 2025 год объявлен годом «Охраны окружающей среды и “зеленой” экономики».
«В своём выступлении господин Назаров упомянул о применении различных «методов» вырубки деревьев любой ценой. В связи с этим министерство считает необходимым, чтобы правоохранительные органы провели всестороннюю проверку применяемых им подходов к вырубке деревьев. Надеемся, что результаты данного изучения позволят получить соответствующие выводы о его предыдущей деятельности», – отмечается в заявлении.
Также министерство выразило готовность к конструктивному диалогу, но не к пересмотру принципиальных основ государственной экологической политики.
Комментарии (0)