7 ноября 2024 года в Ташкенте прошла значимая встреча, на которой был представлен итоговый отчет ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) по обзору государственного управления (PGR) в Узбекистане. Всесторонний обзор, инициированный по запросу правительства Узбекистана и поддержанный GIZ (Германским обществом международного сотрудничества) от имени правительства Германии, предоставляет глубокий анализ системы государственного управления Узбекистана. В документе подчеркиваются возможности для повышения эффективности, прозрачности и инклюзивности в управлении.
Итоги обзора ОЭСР: ключевые области для реформ в Узбекистане
Обзор сосредоточен на стратегическом планировании, координации политики и механизмах управления. Основные приоритеты включают:
- Продвижение гендерного равенства.
- Модернизацию государственной службы.
- Повышение качества регулирования.
- Сокращение административных барьеров.
В обсуждении приняли участие представители таких ключевых ведомств, как Агентство стратегических реформ, Министерство юстиции, Министерство экономики и финансов, Министерство инвестиций, промышленности и торговли, Министерство цифровых технологий, Агентство развития государственной службы (АРГОС), Антикоррупционное агентство, а также Институт законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан. На мероприятии присутствовали партнеры по развитию, включая посольство Германии, Европейский союз, представители частного сектора, посольств стран-членов ОЭСР и международных организаций.
Стремление к прозрачности и подотчетности системы управления Узбекистана
В последние годы Узбекистан добился успехов в модернизации государственного управления, продвигаясь в таких областях, как повышение качества регулирования, укрепление верховенства закона и улучшение инклюзивности в работе государственного сектора. Однако, несмотря на достигнутый прогресс, существуют определённые вызовы, которые требуют внимания и решения. Среди них – необходимость уточнения ролей и обязанностей государственных органов, улучшение координации между министерствами и обеспечение более эффективных реформ государственного управления.
Посол Германии в Узбекистане Манфред Хутерер в своем вступительном слове отметил:
«Обзор государственного управления Узбекистана является совместным проектом правительства Узбекистана и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), осуществляемым при поддержке GIZ и правительства Германии. Правительство Германии внесло финансовый вклад в подготовку этого отчета. Я считаю, что этот отчет и участие правительства Узбекистана в данном проекте демонстрируют стремление страны к созданию системы управления, основанной на принципах подотчетности и прозрачности».
Он подчеркнул, что координация между ведомствами — это сложная задача, с которой сталкиваются все правительства. Хутерер добавил, что Германия продолжит оказывать поддержку реформам, реализуемым в Узбекистане.
Эффективность государственного управления и модернизация Узбекистана
Для улучшения эффективности процессов, связанных с уточнением мандатов государственных органов и улучшением координации между министерствами, здесь рекомендуется создать комитет на уровне министров, который будет способствовать более тесному сотрудничеству и упрощению принятия решений. Регулярные консультации и обмен информацией между министерствами помогут избежать дублирования усилий и повысить синергию в реализации реформ.
Укрепление координации и стратегического планирования в Узбекистане
Отчет выделяет важность прочной межведомственной координации, стратегического управления и децентрализации. Главной рекомендацией является усиление усилий по стратегическому планированию для достижения целей программы «Узбекистан-2030», которая служит ориентиром для всех долгосрочных реформ. Это включает согласованность между региональными и отраслевыми стратегиями. Особую роль играет Агентство стратегических реформ, которому рекомендуется предоставлять больше политической поддержки и ресурсов для выполнения задач.
Гендерное равенство как основа модернизации управления Узбекистана
В Узбекистане пока что, по отчету ОЭСР, сохраняются стаются проблемы, связанные с интеграцией гендерных вопросов в различные государственные инициативы и программы. Чтобы обеспечить системную интеграцию гендерного равенства в госуправление, предлагается усилить согласованность между различными гендерными стратегиями. Для интеграции гендерного равенства в систему управления предлагается:
- Усиление согласованности между различными стратегиями в этой области.
- Расширение мандата Государственного комитета по делам семьи и женщин для координации работы на всех уровнях.
Антикоррупционные меры в Узбекистане: конфликты интересов и декларирование активов
Узбекистан активно работает над антикоррупционными реформами. Недавнее принятие закона по управлению конфликтами интересов стало важным шагом в этом направлении. Однако реформы находятся ещё на начальной стадии, и есть возможность для их совершенствования. Отдельное внимание уделено улучшению антикоррупционных механизмов:
- Уточнение ключевых понятий для управления конфликтами интересов.
- Введение автоматизированных систем проверки активов госслужащих.
- Расширение возможностей для альтернативной отчетности и обучения.
Данные как основа для принятия решений в Узбекистане
В последние годы Узбекистан внедрил принципы качества регулирования, особенно через законодательную реформу ПП-5025, которая направлена на совершенствование системы оценки регуляторного воздействия. Для поддержки решений на основе фактов рекомендуется:
- Создание стандартизированных баз данных.
- Повышение вовлеченности заинтересованных сторон в разработку регуляторных мер.
Модернизация государственной службы Узбекистана: подход к меритократии
Узбекистан продолжает реформы государственной службы, стремясь создать эффективную, современную систему, основанную на заслугах, таких как способности, знания и достижения. Важно, чтобы реформы были направлены не только на оптимизацию процедур отбора, но и на создание благоприятной среды для профессионального роста госслужащих. Усиление роли Агентства по развитию государственной службы (АРГОС) в этих процессах поможет улучшить систему управления персоналом и повысить меритократию, если ориентироваться на:
- Оптимизацию процедур отбора сотрудников.
- Создание условий для профессионального роста госслужащих.
- Усиление роли АРГОС в управлении персоналом.
Основные выводы и дальнейшие шаги для Узбекистана
Презентация отчета завершилась запуском второго этапа проекта, нацеленным на реализацию рекомендаций через:
- Разработку дорожных карт.
- Организацию обучения для госслужащих.
- Внедрение инструментов мониторинга и оценки стратегического планирования.
Мероприятие обозначило четкий курс на создание более прозрачной и эффективной системы государственного управления, ориентированной на граждан. Таким образом, предложенные рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование государственного управления в Узбекистане касаются укрепления стратегических и институциональных рамок, улучшения межведомственной координации, продвижения гендерного равенства и антикоррупционных мер, а также создания системы, ориентированной на заслуги в государственной службе. Все эти усилия направлены на содействие социально-экономическому развитию страны и укрепление доверия граждан к государственным институтам.
Комментарии (0)