Горнодобывающая промышленность Казахстана, являясь одной из ключевых отраслей экономики, претерпевает значительные изменения и реформы. За последние годы инвестиционная привлекательность сектора показала как взлеты, так и падения, что отражено в различных международных рейтингах.
В 2018 году, с введением нового Кодекса «О недрах и недропользовании», страна достигла 24 места в рейтинге Института Фрейзера, улучшив свои позиции по сравнению с предыдущими 79-88 местами. Однако, в последующие годы, в связи с конкуренцией между ведомствами и недостаточной реализацией законодательных инициатив, Казахстан опустился до 79 места в 2023 году, хронология чего прослеживается в преддверии рейтинга 2024 года.
Глядя на то, что в 2022 году рекордный валовый приток иностранных инвестиций в Казахстан составил $28 млрд, обнаруживается, что далее в стране началось резкое сокращение инвестиций, что, соответсвенно, затронуло горнодобывающий сектор. В 2023 году эта тенденция продолжилась, свидетельствуя о том, что несмотря на общий рост, нестабильность и проблемы в управлении природными ресурсами отпугивают инвесторов, что приводит к оттоку капитала из отрасли.
Согласно данным Национального банка Казахстана, опубликованным Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD), валовый приток прямых иностранных инвестиций в первом квартале прошлого года составил $7,6 млрд, что на 10,1% больше, чем в предыдущем году. За весь 2022 год приток инвестиций достиг рекордных $28 млрд, что на 17,7% превышает показатель 2021 года. Несмотря на такие впечатляющие цифры, аналитики отмечают, что чистый приток инвестиций сокращается, если не учитывать реинвестиции.
Начало реформ
В 2017 году Институт Фрейзера, как указывал Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан, отметил значительное улучшение инвестиционной привлекательности горнорудного сектора Казахстана благодаря законодательной реформе.
Принятие нового Кодекса о недрах в июне 2018 года значительно улучшило правовую систему, снизило неопределенность в управлении и повышало безопасность. Это привело к скачку рейтингов страны с 79-88 мест до 24 места, опередив многие развитые страны, включая Финляндию, Чили, Канаду и Австралию.
«В рамках Кодекса внедрен принцип «Первый пришел – первый получил», сокращены сроки предоставления права недропользования, принята Программа управления государственным фондом недр, обеспечен свободный доступ к геологической информации, исключены многие административные барьеры», — докладывал казахстанский политик, Женис Касымбек еще в 2018 году.
Начальные трудности реализации
Однако с 2021 года возникли проблемы с реализацией нового законодательства, в том числе из-за конкуренции между ведомствами после выделения геологии в отдельное министерство. Это привело к падению рейтингов до 65 места. Президент Казахстана в сентябре 2021 года поручил завершить реформы, акцентировав внимание на создании открытой цифровой базы данных геологической информации и обеспечении доступа инвесторов к этой базе, прокомментровав ситуацию:
«Отрасль недропользования нуждается в новом импульсе, особенно в части геологоразведки и комплексного изучения недр. Реформы, начатые в рамках Плана нации, следует довести до практического завершения – создать открытую цифровую базу данных геологической информации, обеспечить к ней доступ инвесторов. Недра – это национальное достояние. Решения о доступе к ним путем кулуарных обсуждений в тиши кабинетов должны быть поставлены вне закона. Соответствующие органы обеспечат контроль по данному вопрос».
Сложности в реализации реформ
В июле 2022 года на расширенном заседании правительства было отмечено, что проблемы не решены. В результате ряд высокопоставленных чиновников был уволен, а ведомства реорганизованы для исключения конкуренции между ними.
Однако, несмотря на эти меры, в 2023 году электронный портал, как анносировал Qazgeology.kz, был запущен лишь с ограниченными функциями, а проблемы с прозрачностью и управлением природными ресурсами продолжались, что отразилось в падении рейтинга до 79 места.
«Инфляция тоже не стоит на месте. Сейчас этот показатель достиг 14,5% и превысил уровень 2015 года. За первые полгода наша экономика восстановилась. Но международные институты прогнозируют, что ВВП Казахстана в этом году вырастет только на 2 процента. Ранее они заявляли, что рост составит 3,7 процента. Поэтому Правительство должно обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Главное, необходимо повысить реальные доходы граждан», — говорил Президент на заседании 2022 года.
На сегодня портал по неясным причинам не работает.
Проблема кадров в департаменте недропользования
Юрист Тимур Одилов обозначил проблему нехватки кадров в департаменте недропользования, объясняя тем самым проблему такого резкого падения рейтинга страны. После принятия кодекса количество контрактов и производственных процессов увеличилось, но кадрового усиления не последовало.
«В прошлом году нами вместе с коллегами из Всемирного банка была проведена диагностика сектора госуправления, – пояснил Тимур Одилов. – И нужно признать, что 20 человек в департаменте недропользования МИИР РК, которым поручено курировать деятельность около 2000 горнодобывающих объектов, это крайне неподъемная задача. Так долго продолжаться не может. Отрасль вправе требовать чтобы госаппарат был насыщен кадрами как с точки зрения их компетентности, так и в плане численности. Для примера, в Канаде, в штате Онтарио, только в одном департаменте недропользования 65 человек. Недальновидно сокращать кадры в секторе, отвечающем за привлечение инвестиций в страну».
Несомненно, что ключевые внешнеэкономические факторы способствуют долгосрочному снижению спроса на углеводороды. Однако те же процессы, такие как переход на электромобили, развитие альтернативных источников энергии и увеличение производства гаджетов, стимулируют рост потребности в цветных и редкоземельных металлах. Спикер отметил, что, несмотря на стратегическое значение полезных ископаемых для страны, в национальном плане развития и приоритетах страны нет упоминаний о них, а также отсутствует концепция развития этой отрасли, за исключением информатизации о геологоразведке.
Текущие проблемы и перспективы
В 2024 году проблемы с управлением и манипуляциями природными ресурсами остаются нерешенными. Электронная база данных не работает и по-прежнему не содержит полных отчетов, а интерактивная карта содержит неточные данные.
В Приложение 1 к Экологическому кодексу РК от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК в параграфе «3. Оценка воздействия на окружающую среду», Раздела 1, с изменениями, внесенными Законом РК от 06.04.2024 № 71-VIII, вводятся новые инициативы по ограничению вывоза сырья и введению штрафов, что негативно влияет на привлекательность сектора, по мнению Абдурахманова Марата, который комментрует Консультативный документ регуляторной политики к проекту Кодекса:
«Предлагаю ввести четкую ставку в размере 50% от среднерыночной мировой цены добытого полезного ископаемого, за исключением случаев полной переработки добытых полезных ископаемых и регистрации готовой продукции в уполномоченных органах РК. Да, эта норма сильно повлияет на инвестиции в добывающие отрасли, но, с другой стороны, данная норма позволит обеспечить поступления в бюджет не менее 10 трлн. тенге и позволит прекратить практику вывоза сырья без переработки в Республике Казахстан, это станет просто невыгодно», — пишет Абдурахманов Марат.
Проблемы в других секторах
Похожие проблемы наблюдаются и в других секторах экономики Казахстана, включая нефтегаз, водное хозяйство, экологию и инфраструктуру. Эти проблемы также требуют внимательного подхода и комплексного решения для улучшения инвестиционной привлекательности страны.
Рассуждая о социальных аспектах горнорудного сектора, необходимо продолжить работу по развитию социального партнерства и совершенствованию механизмов регулирования социальных и трудовых отношений не только в горно-металлургической отрасли.
«Считаем, Правительство Республики Казахстан совместно с горно-металлургическими предприятиями должны принять меры, способствующие созданию новых рабочих мест в горнорудном секторе и формированию нового класса высокопрофессиональных рабочих, специалистов и менеджеров, носителей национальной идеи «Адал азамат». Для реализации этих и других задач, озвученных в Послании Главы государства, НПП активно будет развивать диалоговые площадки для бизнеса и власти, экспертов, отраслевых профсоюзов и неправительственных организаций в целях устойчивого развития бизнеса в горно-металлургическом секторе и достижения социально-экономического развития страны», — писала Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» в сентябре 2023 года.
Реформа собственности на недра
В 2022 году Казахстан провел реформу, по которой народ республики стал собственником недр и природных ресурсов, а государство управляет ими от его имени. Эта реформа заложила основу для формирования правовой базы, учитывающей интересы граждан.
Приток иностранных инвестиций
Национальный банк Казахстана сообщил, что в на конец 2022 года объем капитала казахстанских предприятий, приходящийся на долю иностранных прямых инвесторов, составил $169,2 млрд, из которых 77% ($129,6 млрд) приходится на горнодобывающую промышленность, в том числе 71% ($120,7 млрд) – на добычу сырой нефти и природного газа.
Однако, несмотря на общий рост валового притока прямых иностранных инвестиций, который в 2022 году достиг рекордных $28 млрд, что на $4,2 млрд превышает результат 2021 года, в 2023 году началось резкое сокращение инвестиций. Эта тенденция, затронувшая весь сектор, особенно ощутима в горнодобывающей отрасли, которая является ключевым получателем иностранных вложений, так как валовый приток прямых иностранных инвестиций в этот период составил $7,6 млрд, что на 10,1% больше, чем в предыдущем году.
Аналитики Halyk Finance на этот счет отмечают, что реальные инвестиции сокращаются, если не учитывать реинвестиции, и полагают, что власти РК в своих подсчётах опираются на показатель, не отражающий реальной картины.
Привлечение глобальных инвесторов
Во второй половине февраля 2024 года в столице Казахстана прошла важная встреча лидеров горнодобывающей отрасли, представителей государственных органов и дипломатов. Форум, посвященный улучшению инвестиционной привлекательности горнодобывающей отрасли Казахстана, состоялся в конференц-зале отеля Sheraton Astana и собрал более 160 участников. Организатором мероприятия выступила Казахстанская горнорудная палата.
На форуме в феврале 2024 года глава Казахстанской горнорудной палаты Руслан Баймишев рассказал о проделанной работе по привлечению крупных мировых игроков, таких как Rio Tinto, Fortescue, Teck и BHP. Дипломатические представители из США, Канады и Великобритании отметили разумность мер, принимаемых Казахстаном для улучшения условий работы в горнодобывающей отрасли.
Перспективы на рынке меди
Тим Барри, член наблюдательного совета директоров горнорудной палаты РК, напомнил о потенциале Казахстана в добыче меди. По его словам, на планете существует не менее 40 крупных месторождений меди, которые не разрабатываются, хотя их совокупные запасы составляют около 470 млн тонн. Казахстан может стать важным игроком на мировом рынке меди, открывая и разрабатывая новые месторождения.
Назрела необходимость в модернизации системы управления горнорудным сектором
Президент страны ранее отмечал отсутствие значимых геологических открытий, а также необходимости модернизации системы управления горнорудным сектором:
«Однако оно не заработало в полной мере. Как итог – в нашей богатой ресурсами стране долгое время не было значимых геологических открытий. Ситуацию нужно срочно менять. Предстоит в кратчайшие сроки модернизировать систему управления горнорудным сектором», — высказался глава страны Касым-Жомарт Токаев.
Проблемы с низкой изученностью недр и слабыми темпами развития геологической отрасли негативно влияют на инвестиционную привлекательность сектора. Недостаточное финансирование геологоразведочных работ и использование устаревших методов исследования также являются значительными препятствиями.
Регулируемые закупки и поддержка отечественных производителей
Президент Токаев также акцентировал внимание на необходимости совершенствования системы регулируемых закупок и развития производства отечественной продукции. По мнению Национальной палаты предпринимателей (НПП), эти меры могут существенно повлиять на рост уровня казахстанского содержания в закупках, стимулирование развития отечественных производителей и локализацию приоритетных видов товаров для нужд горно-металлургических предприятий.
Проблемы 2024 года
В 2024 году остаются нерешенными ключевые проблемы, связанные с управлением и манипуляциями природными ресурсами. База данных все еще не содержит отчетов, электронные заявки на лицензии остаются единственным доступным сервисом, а интерактивная карта неточна. Запрещен вывоз сырья, введены новые штрафы и механизмы местного содержания, а также повышен НДПИ на уран. Это свидетельствует о закреплении падения.
«Мы ждем рейтинг 2024 года <...> Нам внешних врагов не нужно. Мы за них замучаем себя сами — в Казахстане на ровном месте своими руками создаются проблемы в реформах, которые и без того не доводятся до реализации», — пишет Telegram-канал разработчика реформ о политике управления природными ресурсами Казахстана «Ресурная Линия».
Комментарии (0)